Что воруют с эстонских кладбищ, какие могилы обворовывают чаще и как защититься от воровства?
Проводив в последний путь близкого человека, родственники стараются красиво оформить место его последнего приюта — заказывают памятник, обрамляют могилу, сажают цветы. Это место становится особенным. Однако есть люди, для которых нажиться на чужом горе — лишь способ срубить легкие деньги, пишет "МК-Эстония".
18 мая полиции сообщили о пропаже большого металлического подсвечника с кладбища Пярнамяэ. Этот подсвечник — уникальная работа художницы по стеклу Долорес Хоффманн, чьи произведения украшают около 30 сакральных объектов Эстонии. Он украшал могилу бо-лее тридцати лет. Свет свечи проходил сквозь стеклянные блоки толщиной 10 см красного, желтого, синего и зеленого цветов, направленные в разные стороны света. Воры использова-ли для совершения кражи металлорежущий инструмент.
Старейшина Пирита Тынис Лийнат назвал кражу подсвечника с кладбища неприемлемым поступком. ”Со своей стороны я объявляю вознаграждение человеку, полученная от которого информация поможет полиции поймать вора”, — заявил он в пресс-релизе управы района.
Для выяснения всех обстоятельств происшествия и установления времени кражи полиция начала уголовное делопроизводство.
О мелких кражах не сообщают
К сожалению, с кражами на кладбище так или иначе приходится сталкиваться практически каждому. Чаще всего это мелкие пропажи, о которых не сообщают ни в кладбищенские кон-торы, ни тем более в полицию, разве что выражают свое возмущение в социальных сетях:
”Приехал на могилу деда на кладбище Лийва, не нашел инвентаря — пропали совок и грабли. Бывает, иногда люди берут что-то, а потом забывают, у кого позаимствовали, возвращают в другое место. Я поблизости походил, но нет, не нашел”, — пишет Константин.
”Третий раз уже покупаю на могилу совок и лейку!” — возмущается женщина, чьи близкие похоронены на кладбище Пярнамяэ.
Также в числе украденного называют венки из искусственных цветов, игрушки, вазы, живые цветы — как букеты, так и посаженные в вазоны.
”Я приезжаю на могилу раз в полгода или даже реже, — рассказала Анна, которая живет за границей и чаще навещать могилу умерших родственников возможности не имеет. Кроме нее, больше никто эту могилу не навещает. — Сажаю бегонии в вазон. Понятно, что без ухода цветы довольно скоро вянут, но к моему очередному приезду остаются стебли, корни. Я их выкапываю, сажаю новые. А однажды приехала — вазон пустой! Вообще пустой, даже прак-тически без земли. Подозреваю, что кто-то выкопал и перепродал мои цветы. А может, сразу на чужую могилу пересадили. Дело давнее, никому ничего не докажешь, нет смысла жало-ваться. Но очень обидно”.
По словам Анти Каллама, члена правления Vaivara Kalmistud SA, управляющего кладбища-ми, расположенными на территории Вайвараской волости, которые используют кроме самой волости также Нарва и Силламяэ, кража цветов была более серьезной проблемой 10–15 лет назад.
”Тогда это случалось очень часто, особенно воровство искусственных цветов. В то время мы рекомендовали, например, метить букеты краской, чтобы их нельзя было перепродать, — го-ворит он. — В последние годы проблем с кражами цветов не было, и нам редко сообщают о пропавших с могил вещах. Vaivara Kalmistud SA не имеет права проводить следственные действия, но мы активно сотрудничаем с полицией и помогаем им с информацией, имеющей-ся в нашем распоряжении. При обнаружении кражи на кладбище желательно всегда инфор-мировать охранника кладбища в дополнение к уведомлению полиции.
Чтобы сделать имущество непривлекательным для воров, инвентарь и украшения на могиле могут быть помечены таким образом, чтобы их можно было идентифицировать”.
Исполнительный директор предприятия по управлению столичными кладбищами Tallinna Kalmistud Лаури Берг сообщил, что такой статистики, которая смогла бы ответить, какие ве-щи с могил крадут чаще всего и на каком кладбище совершается больше краж, не ведется. Однако, по его словам, больший интерес для воров представляют собой могилы богато укра-шенные, тогда как скромные, заброшенные или редко посещаемые могилы практически не подвергаются опасности быть обворованными.
”Кража — это материальный ущерб, причиненный владельцу могилы, и с полицией необхо-димо связаться, — утверждает Берг. — Посетители кладбища, заметившие подозрительную ак-тивность, могут сообщить о ней в офис кладбища или обратиться в полицию, если это необ-ходимо”.
По словам Лаури Берга, с 1 июля на кладбищах начнут работать охранники, которые обеспе-чат надлежащий порядок на всех кладбищах в Таллинне.
Осторожно, жулики
В последнее время становится все более популярной возможность препоручить уход за мо-гилой родственников кому-нибудь другому, например, такую услугу можно заказать в конто-ре кладбища или договориться об услуге с фирмой или частным лицом. Например, Tallinna Kalmistud предлагает услугу ухода за одноместной могилой в течение сезона (с мая по сен-тябрь) за 60–90 евро, или 15–21 евро в месяц. Заинтересованы в этой услуге те, кто подолгу живет за границей и не имеет возможности приезжать, или кому ухаживать за могилой здо-ровье не позволяет, причины могут быть разными. Для предприимчивых людей это неплохой способ подработки. Однако и здесь надо держать ухо востро, так как деньги за услугу могут взять, но будет ли на самом деле выполнена заказанная работа, останется под вопросом.
Жительница Нарвы Галина рассказала: ”Тот парень, который на кладбище работает, нас об-манул. Он подошел к нам с отцом, когда мы убирали могилу, дал визитку фирмы, рассказал, какие работы выполняет, предложил посмотреть альбом с фотографиями могил, за которыми он следит. Нам давно хотелось освежить песок на могиле, мы дали ему деньги и уехали. Ко-гда приехали через месяц, оказалось, что он только верхний слой смёл, а чистый песок не привёз, хотя уверял, что будет всё в порядке. Номер с визитки уже не отвечает”.
Алексей Свиридов студент, и для него уход за могилами не основная деятельность. Клиентов он находит в интернете, и в качестве подтверждения выполненной работы высылает клиенту фото. ”С кражами, о которых стоило бы шуметь, я не сталкивался. Бывает, что пропадают растения, но редко. Гораздо чаще пропадает металлический инвентарь для ухода, — говорит он. — Чтобы сделать вещь непривлекательной для воров, у меня есть проверенные способы. Если вы используете на могиле вазу или подсвечники — отбейте край, погните основание. Ес-ли у вас там металлические лопаты, грабли — процарапайте фамилию и название кладбища. Сажаете цветы — брызните сверху из баллончика краской поярче. Если букет — надломите стебли поближе к цветку. В искусственных цветках можно наделать шилом дырки. Не пом-ню, чтобы после такой обработки что-то украли”.
Животные-вандалы
”Кражи на кладбищах, как правило, совершаются редко, a в некоторых случаях, когда речь идет о малоценной вещи, пострадавшие не сообщают о них полиции”, г- оворит ведущий следователь Ида-Харьюского отделения полиции Кая Фридеманн.
По ее словам, иногда в полицию поступают сообщения, что с могил пропали цветы либо ва-зы перевернуты. Вид перевернутых ваз или выдернутых цветов, конечно же, расстраивает и настораживает близких, и первая мысль, что это дело рук вандалов, но, как правило, это про-делки птиц. На кладбищаx и в лесах рядом живет много птиц и животных, и их привлекают и оставленные на могилах конфеты, на Пасху, например, некоторые оставляют пасхальные яй-ца, все это может привлечь животных и птиц, а лисы могут даже рыться на могилаx. Цветы бегонии имеют кисловатых вкус, и ими не прочь перекусить косули. В прошлом году сооб-
щалось о медведе, повадившемся в поисках съестного забредать на кохтла-ярвеское кладби-ще Рауди, — косолапый опрокидывал свечи и портил цветы и венки.
”Но в некоторых случаях покой могил нарушают, к сожалению, люди. Если у вас есть подо-зрение, что в вашем районе кто-то крадет цветы с могил, то можно на цветы покапать воском от свечи, чтобы сделать их менее привлекательными с точки зрения возможной перепродажи, — советует Кая Фридеманн. — Кто-то ищет металлические вещи, которые можно сдать в ме-таллолом. Некоторые разыскивают на могилах предметы, которые можно потом использовать для украшения сада, камина, садового фонтана. Например, недавно мы получили сообщение о краже ценного подсвечника работы известной художницы с могилы на кладбище Пяр-намяэ”.
В этом и прошлом году, кроме сообщения о краже ценного как по стоимости, так и с художе-ственной стороны подсвечника, были зарегистрированы сообщения о краже контейнера для мусора, дамкой сумочки с личными вещами, сообщалось также о разбросанных свечах и цве-тах, исчезнувшей могильной плите, в краже которой заявитель подозревал другого родствен-ника, и т. п.