Если в последние несколько дней вы заходили в аптеку, то, вполне вероятно, могли заметить на прилавке большой календарь. Этот календарь ведет обратный отсчет до того дня, когда, с большой долей вероятности, эта аптека может быть закрыта. Такие календари установлены во всех аптеках, которые не соответствуют требованиям планируемой реформы.

Всего в Эстонии действует 494 аптеки. Из них более 330 не отвечают требованиям новой реформы. Объединение аптек Эстонии хочет заранее предупредить клиентов, что с 1 апреля 2020 года они, возможно, не смогут покупать лекарства в привычном для себя месте. И это отнюдь не шутка, а вполне реальная перспектива. Однако в Министерстве социальных дел считают, что Объединение аптек зря наводит страх на жителей.

Напрасные страхи

”Запугивание людей со стороны Объединения аптек тем, что доступность лекарств ухудшится, заслуживает осуждения, — говорит советник сферы здоровья Министерства социальных дел Катри Ээспере. — Досадно видеть, что вместо того, чтобы заниматься в оставшееся время подготовкой к внедрению реформы, они наводят панику на людей, в том числе пугают и своих же коллег по аптечному делу”.
По словам Ээспере, суть реформы в том, чтобы разделить оптовую и розничную продажу лекарств, то есть оптовые продавцы больше не смогут содержать аптеки.

”Таким образом, мы положим конец ситуации, когда аптека по умолчанию закупает лекарства и другие товары у оптовой фирмы, которая принадлежит владельцу самой аптеки. Провизоры, которые станут владельцами аптек, смогут сами выбирать, у кого закупать лекарства. Это и в интересах клиентов аптек”, — считает Ээспере.

Вторым, и наиболее важным аспектом советник сферы здоровья Министерства социальных дел указывает то, что управлять аптеками будут только профессионалы этой сферы — провизоры. Это уже практикуется в Финляндии, Германии, Дании, Испании и нескольких других странах.

”Со своей стороны, мы не раз предлагали помощь предпринимателям для купли-продажи аптек” — добавила она. — Можем помочь провести независимую консультацию по оценке продаваемого имущества, помочь с организацией разрешения на деятельность и так далее”.
Министерство отмечает, что на данном этапе в полной или частичной собственности аптекарей находится 200 аптек. Из них 161 полностью отвечает всем требованиям реформы. Это 33% всего аптечного рынка.
”Конечно, государство не сидит сложа руки. Мы внимательно следим за ситуацией. Индивидуально находим решения для тех регионов, где есть необходимость в аптеках во главе с провизорами. Люди не останутся без лекарств”, — заверят советник Катри Ээспере.

”Основная часть не отвечающих требованиям аптек сосредоточена в крупных городах и связана с оптовыми продавцами лекарств. Например, в Таллинне в районе Виру таких аптек шесть. Понятно, что если одна из них закроется, это не повлияет на доступность лекарств, — говорит Ээспере. — А вот сколько из этих аптек закроются и закроются ли вообще, зависит от участников этого рынка. Для того чтобы аптеки не закрылись, нынешние их владельцы должны договориться с провизорами. Об этом им всем стало известно пять лет назад”.

Кто в зоне риска

332 аптеки (67% всего рынка) не отвечают требованиям реформы, а следовательно, находятся под угрозой закрытия. Точные данные о том, какие аптеки могут быть закрыты, можно посмотреть на сайте apteegid.ravimiamet.ee, где есть полная интерактивная карта аптек по всей стране.

Аптеки, которые рискуют быть закрытыми, в основном находятся в крупных городах, — их в общей сложности 253. В поселках и небольших городах таких аптек всего 79.

Согласно карте Департамента лекарств, аптечной реформе не отвечает ни одна аптека из находящихся, к примеру, на островах Хийумаа и Муху. А кроме этого, под угрозой все аптеки в Палдиски, Лауласмаа, Саку, Косе, Локса, Тырва и в ряде других населенных пунктов.

В Таллинне всем требованиям реформы отвечают 24 аптеки, под угрозой закрытия остаются 107. Большинство в районе Кесклинн — 24, включая и круглосуточную аптеку на Тынисмяги. В центре города ничего не угрожает лишь трем аптекам. В районе Кристийне, возможно, останется лишь одна Marja Apteek. Также одна аптека может остаться в районе Нымме — Hiiu Rimi Apteek . В Хааберсти не входят в зону риска две аптеки, в Ласнамяэ — восемь (круглосуточная аптека на ул. Викерлазе не входит в это число — она может закрыться), в Мустамяэ — 3, в Пыхья-Таллинне — 6, а вот жители Пирита и Виймси могут остаться и вовсе без аптек.

В Маарду также под критерии реформы подходит лишь одна аптека из пяти — Kallavere Apteek.
В Ида-Вирумаа пока 16 аптек ведут свою деятельность в ногу с реформой. Из них три аптеки в Нарве, четыре — в Силламяэ, две — в Кохтла-Ярве, три — в Йыхви. Под угрозой в Ида-Вирумаа оказались 32 аптеки.

В Пярну может остаться только семь аптек из 23, в Тарту — 25 из 70, на Сааремаа — три.

Провизор или бизнесмен?

Как считают в Объединении аптек, в Эстонии вряд ли найдется столько провизоров, которые захотят и смогут выкупить и управлять аптеками.
”Но министерство по-прежнему высказывает непонятно чем обоснованную надежду, что в последнюю минуту появятся новые предприниматели, которые умеют, хотят и у которых достаточно финансовых возможностей”, — говорит BNS руководитель Объединения аптек Эстонии Тимо Данилов.
По словам Данилова, стоит заметить, что Министерство социальных дел агитирует провизоров становится предпринимателями, брать на себя бизнес-риски и вместо своей работы заниматься менеджментом.
Осуществляющие реформу чиновники надеются, что закрытие имеющихся аптек не повлияет на доступность медикаментов, поскольку вместо закрытых аптек провизоры сразу же откроют новые. В Объединении аптек считают это утверждение необоснованно оптимистичным.

”Ни один анализ или прогноз не показывает, сколько и когда откроется новых аптек, и откуда для этого возьмутся финансовые средства. К тому же экономическая логика подводит к тому, что полная реализация реформы приведет к изменению цен на лекарства в сторону повышения, поскольку у раздробленного аптечного рынка отсутствует масштабный эффект, позволяющий сэкономить на административных расходах”, — предупреждает Данилов.

Доля аптечного рынка, которая должна пройти через смену прав владения, формирует примерно 75-80% оборота, и ее обоснованная стоимость составляет минимум 200-250 млн евро. Если эти аптеки будут принудительно закрыты, государство — а точнее, налогоплательщики — должны будут компенсировать предпринимателям обоснованную цену.

Фирмы обеспокоены

В Эстонии на данный момент действуют четыре крупные аптечные сети: Südameapteek, Euroapteek, Benu и Apotheka. Эти сети принадлежат крупным фирмам. Нынешним владельцам и руководителям аптек непонятен смысл реформы. Как они отмечают, аптечная сфера в нашей стране находится на высоком уровне, а реформа в ее нынешнем виде может стать причиной ухудшения доступности лекарств и повышения цен на них.
”Весьма вероятно, что закрытие такого количества аптек обернется кризисом для покупателей. А раздробление рынка на мелкие предприятия поднимет затраты, снизит эффективность и повысит цены на лекарства”, — считает член правления аптеки Terve Pere Apteeк, входящей в сеть Apotheka, Кадри Улла.

Как говорит исполнительный директор Benu, Кайди Кельт, самый большой вопрос в том, хотят ли провизоры быть предпринимателями. В Эстонии более 100 аптек принадлежат провизорам, что на 1000 работающих в стране провизоров очень много.

”Второй аспект — в ответственности нынешних владельцев аптек перед своими работниками. Мы ежедневно работаем на благо ожиданий наших клиентов больше, чем те, кто принимают решения в тишине своих кабинетов. Поэтому и у наших работодателей есть ответственность за сохранение наших рабочих мест. В то же время, если бы был кто-то, кто бы выкупил аптеки по обоснованной цене, то их бы продали. Просто покупателей нет”, — добавляет Кельт.

Также она отмечает, что по итогам заседания комиссии по социальным делам на прошлой неделе читалось, что председатель сомневается в проведении реформы.

”В комиссии появились два новых человека, которые затронули те вопросы, которые ранее просто игнорировались. Например, где провизорам взять 200-250 млн евро, чтобы выкупить аптеки? До сих пор ответом были оптимистический лозунги в стиле ”деньги обязательно найдутся”, или же попытки занизить стоимость имущества и инвестиций сегодняшних владельцев, чтобы вообще ничего не платить. В правовом государстве дела так не делаются”, — добавляет Кайди Кельт.

Причины реформы непонятны также и представителям сети Euroapteek. Как говорит Оксана Костогриз, исполнительный директор сети, если провизоры начнут заниматься предпринимательством, их фокус сместится с клиентов на бытовые вопросы. Вдобавок из-за разделения рынка аптекам неизбежно придется повысить цены на лекарства. А если аптеки позакрываются, снизится и конкуренция. В итоге мы получим снижение количества аптек, повышение цен на медикаменты, ухудшение качества обслуживания.

”Аптечные сети предлагают своим работникам всевозможную поддержку для того, чтобы они могли полностью сосредоточиться на обслуживании клиентов и профессиональном повышении своей квалификации. Именно поэтому качество аптечных услуг у нас на высоком уровне, — считает исполнительный директор Euroapteek, Оксана Костогриз.

Поделиться
Комментарии