Таллиннская Кесклиннаская русская гимназия ходатайствует о сохранении преподавания на русском языке четвертый раз подряд. К ней присоединяется Линнамяэский русский лицей. Оба учебных заведения исходят из предвыборных обещаний Центристской партии (подтвержденных и после того, как ее лидер возглавил правительство республики) сохранить русскоязычное образование в гимназиях.

На этот раз похоже, что ходатайства будут поддержаны на самом высоком уровне. Правда, имеется существенная деталь, которая делает картину менее радужной, но и более реалистичной. Речь идет не просто об отказе от формата 60/40 в рамках одной или нескольких конкретных школ. Гимназии, ходатайствуя о сохранении преподавания на русском, одновременно берут, как это бы назвали в советские времена, ”встречный план”: они обязуются обеспечить знание своими выпускниками государственного языка не ниже, чем на категорию С1.

В свое время, лет десять тому назад, тогдашний министр по делам народонаселения Урве Пало призналась, что если бы ей пришлось сдавать экзамен на уровень Е (тогдашний аналог С1), она бы его не выдержала…

Трудно, но выполнимо?

Руководители названных выше учебных заведений, однако, считают, что стоящая перед ними задача вполне выполнима. Завуч Таллиннской Кесклиннаской русской гимназии Хелен Ванганен, комментируя возможность достижения абитуриентами требуемого уровня, сообщила ”Актуальной камере”: ”Если к этому подходить постепенно, начинать проводить работу уже в начальной школе, путем преподавания предметов носителями эстонского языка и через увеличение количества часов, то это не будет болезненным процессом”.
Поддерживая коллегу, директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа высказывает мнение, что путь 60/40 ”оказался тупиковым, главным образом — из-за нехватки специалистов”.

Сохранение русского языка оформлено правительством в виде пилотного проекта для нескольких школ Таллинна и Ида-Вирумаа. Министр образования Майлис Репс (Центристская партия), разъясняя суть проекта, подчеркивает: ”Школа должна (…) показать, что она готова по-новому посмотреть на весь процесс изучения эстонского языка сегодня. В гимназии будет необходимо добиться результата С1, и это высокая планка. А в основной школе — В2. Это большой шаг, и к нему готова не каждая из школ”.

Однопартиец министра, депутат Рийгикогу Михаил Стальнухин оценивает эту инициативу правительства достаточно высоко. По его мнению, пилотный проект правительства для русских школ — это ”первая за 25 лет попытка найти путь, с помощью которого можно преподавать детям эстонский язык, не лишая знаний по другим предметам”.

Развивая тему, парламентарий добавляет: ”Я надеюсь, что и в Нарве одна из школ получит такое право, и на ее базе будут точно так же разрабатываться материалы, начиная с первого и по двенадцатый классы. Именно изучение эстонского языка на эстонском языке, на уроке эстонского”.

Плюрализм в одной голове

Понятно, что не все политики настроены столь благостно. Депутат парламента от Партии реформ Кристен Михал высказался по поводу правительственного пилотного проекта без затей: во времена реформистов такого не могло произойти. (Кто бы сомневался… — В.И.)

Впрочем, решив, что этого мало, он добавляет: ”Если цель — улучшение преподавания эстонского языка и повышение качества обучения, то не стоит делать послаблений в этом обучении. Это всего лишь вывеска, политтехнологические игры с русским избирателем. (Как будто подобное заявление — не политтехнологические игры с эстонским избирателем. — В.И.) Я думаю, что эта игра ведется за счет будущего русской молодежи (…). Я бы сказал, что это медвежья услуга для русской молодежи”.

Свободная партия Эстонии (EVA) в своем пресс-релизе оперирует теми же аргументами, заканчивая текст заявление словами: ”…подобные исключения в языковом обучении в гимназиях Таллинна и Нарвы недопустимы”.

Ну ладно бы — реформисты и EVA, эти партии сегодня в оппозиции нынешнему правительству и, стало быть, всем инициативам, от него исходящим. Но в ту же позу встал и лидер входящей в коалицию партии IRL, министр обороны Маргус Цахкна. На своей страничке в Facebook он с армейской прямотой заявил: ”С большой долей вероятности в нынешнем правительстве данная идея не пройдет, но будут ужесточены требования в отношении категории владения государственным языком для учащихся русскоязычных гимназий. (…) Государство заинтересовано в том, чтобы в Эстонии было максимальное количество лояльных граждан. Почвой для этого является знание языка”.

Самое пикантное, что соратница Цахкна по партии, депутат Рийгикогу Виктория Ладынская в интервью ”Актуальной камере” солидаризировалась с центристами: ”Запускается пилотный проект, который ограничен по количеству школ, это всего несколько школ, в которых будет допущено некоторое отступление, т. е. не полностью преподавание на русском языке, а некоторое отхождение от модели 60/40. С целью, чтобы они могли не просто показать тот же результат, что все остальные школы, а еще и лучший результат”.

Разброс мнений в обществе — это нормально. Плюрализм в одной голове — это уже шизофрения. Конечно, внутри партии могут существовать различные точки зрения. Да и внутри одного правительства — тоже. Но когда эти противоречия выносятся на широкую аудиторию и в категоричной форме высказываются лидером политической организации, входящей в одну коалицию с оппонентами, это уже настораживает. Здесь попахивает намерением руководства IRL развалить коалицию. А Ладынская, видимо, просто не в курсе этих намерений.

…А вообще-то лично в моей голове не укладывается один-единственный вопрос: почему гарантированное Конституцией Эстонской Республики право никак не удается реализовать тем, на кого это право распространяется?

Поделиться
Комментарии