Горячая десятка Ильвеса: чем запомнится покинувший свой пост президент
Наблюдавшие за перипетиями президентских выборов понимали одно: как бы все это ни завершилось, Тоомас Хендрик Ильвес оставаться в этой должности больше не может, поскольку Конституция предусматривает максимум два срока, и они у Ильвеса позади. Он занимал пост главы государства ровно 10 лет, а под занавес запомнился выступлением в роли диджея в финском клубе, так что вынесенный в заголовок термин ”горячая десятка” имеет двойное значение. Итак, версия "МК Эстонии", чем же запомнится без пяти минут бывший президент?
1. Против ветра
Сегодня об этом уже мало кто вспомнит, но именно Ильвес спустя всего полгода после своего избрания наложил вето на Закон о ликвидации запрещенных сооружений, который в числе прочего легитимизировал демонтаж Бронзового солдата.
Правда, как мы помним, закон в итоге все равно продавили, а памятник перенесли с Тынисмяги на Военное кладбище, что сопровождалось массовыми беспорядками, да и сам Ильвес после на эту тему не очень-то высказывался.
2. В Москву, в Москву!
То, что оказалось не под силу его предшественнику, Ильвес все-таки сделал — поехал в Москву по приглашению российского президента и принял участия в праздновании 9 Мая.
3. Языковой барьер
По-русски наш президент не говорил вообще, хотя в интервью иностранным журналистам даже хвалился русскими корнями. Причем как-то, находясь в Нарве, даже пообещал через год обратиться к русско-язычным жителям страны на их языке. Но обещания не сдержал.
При этом стоит отметить, что именно при Ильвесе президентская канцелярия стала переводить новогоднюю речь на русский язык.
4. Король Твиттера
С интернетом, соцсетями и новейшими технологиями наш президент действительно был на ”ты”. Хотя тем более странно на этом фоне выглядела новость о том, как он заклеивает камеру на своем ноутбуке — якобы в целях безопасности. Своими ”твитами” Ильвес не раз взрывал информационное пространство, давая повод для новостных сюжетов. Одна лишь ругань в Твиттере с нобелевским лауреатом Полом Кругманом чего стоит!
5. Антирекордсмен
Большой народной любви президент не снискал. Проведенное ближе к концу его срока социологическое исследование показало, что каждый второй житель страны Ильвесу не доверяет. Ни один из его предшественников столь низкой оценки не удостаивался. Леннарту Мери в последнем опросе срока его полномочий доверяли 75%, Арнольду Рюйтелю — 76% опрошенных.
Хотя именно Ильвес стал инициатором идеи т. н. Народного собрания — когда в 2012 году сложилась ситуация, говорящая об отдаленности партий от простых людей, он собрал лидеров общественного мнения в Ледяном погребе Кадриоргского дворца. Впрочем, серьезного развития идея не получила.
6. Ну где же ваши руки?!
Порой наш глава государства напоминал не политика, а представителя шоу-бизнеса. Так, сначала он записал пластинку, на которой собрал свою любимую музыку, а потом выступил в ночном клубе в Хельсинки в качестве ди-джея.
7. Великий комбинатор
Много пересудов касалось семейного бизнеса — хутора Эрма. До того, как Ильвес стал президентом, его тогдашняя жена Эвелин решила превратить Эрма в туристический хутор и получила на это почти 3 миллиона крон (более 190 000 евро) из фонда ЕС. Объект привели в порядок, но когда Ильвес стал главой государства, пускать на хутор простых туристов было нельзя из соображений безопасности.
В итоге Эвелин сдавала резиденцию в Эрма… Тоомасу Хендрику.
Госканцелярия ежегодно покрывала текущие расходы — вплоть до покупки пакетов для мусора и лампочек — на десятки тысяч евро, хотя пользовались хутором от силы несколько раз в год. Эрма останется во владении Ильвеса и дальше. Что будет с евросоюзными деньгами, потраченными на реконструкцию, — история умалчивает.
И это, кстати, не единственная интересная схема по-президентски. Недавно журналисты обнаружили, что Ильвес сдал принадлежащий ему лес бесплатно в аренду своему же паевому товариществу и затем стал продавать права на вырубку этого леса. Такой бизнес-план сэкономил на уплате подоходного налога 14 000 евро. И Налогово-таможенный департамент признал, что здесь все законно.
8. "…Я б имел трех жен"
9. Язык мой — враг мой
Что ни говори, а за словом Ильвес в карман не полезет. И не раз, и не два его громкие (необдуманные?) заявления становились поводом для пересудов.
Например, многие помнят его скандальный ответ на вопрос журналиста Би-би-си о том, почему президент не говорит по-русски и не желает выучить язык, родной для трети населения страны. Ильвес тогда шедеврально заявил: ”Это невозможно, так как означало бы принятие 50-летней жестокости оккупации”. Или вот его пассаж о том, что ”в оккупированном Советским Союзом Таллинне не было… ресторанов”.
10. Не балтиец
Пресловутое балтийское единство тоже дало трещину во многом благодаря Ильвесу. Его заявление о соседях-латышах в интервью ”Уолл Стрит Джорнал” в свое время наделало шума. ”Я не чувствую себя балтийцем, — сказал он тогда. — И кто они, черт возьми, такие, чтобы говорить мне, кем я себя должен чувствовать?” Причем в оригинале он еще и употребил крепкое английское словечко: ”I don`t feel like a Balt. And who the fuck are they to tell me how I should feel?”
Во многом благодаря Ильвесу в Эстонии укрепилось желание быть не столько Балтийской, сколько Северной страной. Сам же Ильвес всем своим поведением больше напоминал американца, коим он, собственно, во многом и являлся, потому как прожил в Штатах долгое время. Особенно бросалась в глаза его привычка не расставаться со жвачкой даже во время официальных мероприятий и встреч.