В таких условиях работают не разнорабочие какой-нибудь развивающейся страны, а персонал Нарвской больницы, следует из рассказа доверенного лица Союза врачей и сотрудника этого медучреждения Дмитрия Коннова.

”В Нарвской больнице выдуманы ”эксклюзивные” нормы для врачей, работающих в стационаре и амбулатории. Нигде, нигде в Эстонии таких норм нет, — уверяет Коннов. — Неизвестно, откуда они взяты, непонятно почему”.

Dmitry Konnov, Narva Haigla

Что означают эти нормы? Еще в прошлом году врачи медучреждения должны были принимать за рабочий день 24 пациента. Арифметика простая — 20 минут на пациента в течение восьми часов. В ходе забастовки в 2012 году профсоюзы медицинских работников договорились с Больничной кассой, что первичный прием пациента будет продлен на пять минут, а его стоимость возрастет. После того как прошлым летом Союз врачей напомнил об этом соглашении Нарвской больнице, она все же продлила первичный прием до 25 минут, а повторный сократила до 15 минут. В качестве новой нормы приема утвердили 22 пациента в день.

В случае, если врач следует установленной норме, то его рабочий день, по сути, похож на конвейер: пациенты приходят и уходят, а времени на передышку у врача не остается. ”В результате перерыва как такового у персонала нет вообще — ни с коллегами пообщаться, ни кофе попить, ни в туалет сходить, — пожаловался Коннов. — Если врач не принимает пациента, он, выходит, не работает”.

Стоит отметить, что никаких государственных норм, предписывающих, сколько пациентов должен принять врач в течение рабочего дня попросту не существует. Скорее, за увеличением времени приема стояло желание предоставить врачу больше времени на работу с одним пациентом. Генеральный секретарь Союза врачей Катрин Рехемаа указала, что, согласно коллективному договору, уже в 2013 году должны были появится нормы интенсивности работы врачей. Но официального стандарта до сих пор нет.

Логика наоборот

”Больничной кассой предусмотрен семичасовой прием для врачей, работающих с полной нагрузкой. Один час отводится на совещания, консультацию с коллегами, бумажную работу и так далее. Первичных пациентов, как правило, больше тех, кто приходит повторно. Поэтому оптимальное количество пациентов — менее 20 человек в один день”, — отметила Рехемаа.

”Что касается стационара, следует определить, сколько пациентов должно приходится на врача в отделении. Однако такие ограничения осложнили бы жизнь руководителей больниц, договоренности нет до сих пор. В Нарве требуют, чтобы врач лечил 10-14 пациентов одновременно. Если на врача приходится меньше людей, опять же, ему угрожает неполная ставка и сокращение зарплаты. Логика Союза врачей и руководителя Нарвской больницы прямо противоположная: мы говорим о максимально допустимой интенсивности труда, они — о минимальной”, — добавила она.

Согласно Закону о трудовом договоре, рабочий день продолжительностью более шести часов должен включать получасовой перерыв. Лишь прошлой весной руководство Нарвской больницы предоставило врачам (кроме докторов отделения экстренной медицины) возможность получения перерыва на основании письменного заявления. Однако обеденный перерыв не считался частью рабочего дня, из-за чего время работы продлили на полчаса. Это, опять же, прямо противоречит законодательству Эстонии. Примерно через месяц руководство отозвало решение о предоставлении перерыва на обед.

Перевод или увольнение

”Поскольку нормы неадекватны и завышены, на любого врача, как бы он не работал, можно давить — ваши нормы вот такие, а вы не выполняете, — отметил доктор Коннов. — Говорят — у вас нагрузка маленькая, мы вас переводим, допустим, на 0,8 ставки, если не хотите — уволим. Конечно, люди подписывались”.

Представителю местного профсоюза известно как минимум о двух хирургах, которые в свое время ”добровольно” подписали заявление о переходе на сокращенную ставку с уменьшением зарплаты. Теперь задним числом отстаивать их права фактически невозможно.

Следует отметить, что в договорах обязательные нормы не прописаны — оплата труда у врачей повременная, а не сдельная. Более того, подобное принуждение к переходу на неполную ставку противоречит Закону о трудовом договоре. Рехемаа добавила, что страх потерять работу в Нарве выше — тамошние врачи старше, зачастую предпенсионного возраста, более того, они нередко не владеют государственным языком на достаточном уровне.

Зачастую за перегруженным днем следует ночное дежурство. Таким образом пациенты рискуют попасть к вымотанному врачу. ”К врачам нельзя относится, как к сотрудникам, работающим на сдельной основе. Прежде всего, речь идет о качестве врачебной помощи. К сожалению, руководитель больницы опасности ситуации не осознает”, — подчеркнула Рехемаа.

Зачем вообще так поступать? Больница не может в значительной мере выполнять больше работы, чем это предусмотрено договором с Больничной кассой, которая закупает определенный объем услуг. Тем не менее, медучреждению экономически выгодно принимать несколько большее число пациентов, которые распределяются между врачами, работающими на неполную ставку. Правда, раздувать прибыль бесконечно невозможно.

Рехемаа отметила, что во время визита в Нарву ей бросилось в глаза отношение руководства к своим сотрудникам. ”Мы говорили со многими руководителями больниц. Но нигде мы не слышали того, что услышали в Нарве. Смысл был таким: сотрудников необходимо удерживать в узде, а то они не будут работать”, — возмутилась она.

Очереди длиннее? Сократить ставку

Работа на неполную ставку в больницах Эстонии — распространенное явление. Поскольку за пределами Таллинна и Тарту нет многих специалистов, зачастую врачи ездят ”на гастроли” в больницы поменьше. Согласно данным Института развития здоровья (TAI) за 2013 год, в Нарвской больнице имелось 87,2 должностей, которые занимали 99 врачей — почти каждый десятый работал на неполной ставке. Любопытно, при этом на домашней странице Нарвской больницы до сих размещены объявления о поиске 15 различных специалистов.

После того, как ЛОР-хирург Коннов стал местным доверенным лицом Союза врачей и начал ”борьбу за права трудящихся” с сокращением ставки пришлось столкнуться и ему. В 2013 году, работая в стационаре на полставки он провел более 200 операций, что почти равняется объему работы хирурга, работающего с полной нагрузкой (250 операций). В прошлом году его долю работы в стационаре сократили до 0,2 ставки. Несмотря на это, за год Коннов прооперировал 136 пациентов. При этом хирург отметил, что он неоднократно ходатайствовал об увеличении числа операционных дней — без толку, руководство эти просьбы проигнорировало.

В то же время, его пациентов передают другим хирургам, в том числе приезжему, которого пригласили работать по выходным после сокращения ставки Коннова. ”Между врачом и пациентом возникает связь — пациент должен доверять своему хирургу. А теперь представьте, врач консультирует пациента, записывает его в свой список людей на операцию, а позже больница говорит, что оперировать его будет вовсе другой хирург. Или же его отправляют в другую больницу, например, в Тарту”, — посетовал Коннов.

При этом очередь на оториноларингологические операции одни из самых длинных. По данным Больничной кассы, на начало февраля этого года пациент Нарвской больницы должен был ожидать своей очереди на операцию 183 дня.

На вопрос о том, изменило ли назначение доктора Коннова доверенным лицом Союза врачей отношение руководства медучреждения к нему, руководитель Нарвской больницы Олев Силланд ответил сухо: ”Отношение к сотруднику основывается на рабочем процессе и результатах работы, а не на других причинах”.

”Мы сравниваем нагрузку”

Руководитель Нарвской больницы Олев Силланд не признал того, что больница требует выполнения норм в приказном порядке, однако намекнул, что так называемая дневная норма может быть причиной начала переговоров о переводе сотрудника на частичную нагрузку.

Больничная касса закупает у нас услуги первичного приема (на него отводится 25 минут) и повторного приема (15 минут). Математически, число пациентов за день колеблется в промежутке от 19 до 32. Сколько врач примет первичных, а сколько повторных пациентов — зависит от специальности и у каждого врача свое. Прием — динамический и творческий процесс, рисунок которого формируется годами и становится делом привычки. Перерывы организуются без административного вмешательства”, — сказал он.

По его словам, с врачом, который принимает в течение дня меньше 19-32 пациентов ничего особенного не происходит. При этом Силланд добавил, что некоторые врачи пользуются большим спросом, а некоторые — меньшим: ”Часть врачей более продуктивна именно благодаря личным качествам”.

Руководитель больницы также добавил, что в последние годы население Нарвы стремительно сокращалось, из-за чего может уменьшится объем закупаемых Больничной кассой услуг. ”Если это произойдет, естественно, произойдет персональное распределение работы в зависимости от производительности лица. В данном случае учреждение реагирует на внешние факторы”, — указал Силланд.

”Перевод на частичную нагрузку происходит на основании соглашения. Хочется подчеркнуть, что такие решения принимаются не только на основании выполнения дневных норм, но и при сравнении тенденций и нагрузки по сравнению с другими врачами”, — закончил он.

Встреча с профсоюзом — нарушение дисциплины

Дмитрий Коннов стал доверенным лицом врачей Нарвской больницы в прошлом году. В том же году представители Союза врачей в течение нескольких недель встретились с руководством и персоналом большинства медучреждений страны. Доктор Рехемаа и теперь уже бывший президент профсоюза доктор Андрес Корк приезжали в Нарву дважды.

Во время первого визита произошел конфликт: руководитель больницы Олев Силланд препятствовал участию врачей во встрече. ”Буквально встал в дверях”, — описал ситуацию доктор Коннов. Стороны объясняют причины конфликта по-своему. Союз врачей подтвердил, что мероприятие должно было быть открытым для всех желающих, руководитель больницы такую договоренность отрицает.

Так или иначе, но уже на следующий день врачи получили электронные письма угрожающего характера.

”29 мая некоторые врачи консультации, без всякого согласования прервали прием пациентов и отправились на ”собрание” с представителями общественной организации в другой корпус больницы. Как выяснилось, никакого ”собрания” не планировалось, представители Союза врачей приехали на встречу с администрацией больницы. Самовольный уход с приема на неопределенный срок без предварительной информации и согласования со мной или другими представителями администрации больницы, рассматривается как нарушение трудовой дисциплины”, — писал руководитель гинекологического отделения Александр Мишенков.

Силланд утверждает, что на встрече должны были присутствовать только Корк, Рехемаа, Коннов, главврач Пилле Летюка и сам руководитель больницы. ”В преддверии встречи руководство больницы оповестили, что Коннов объявил о совещании с врачами и представителями Союза врачей — как выяснилось, в моем кабинете. Он сделал это, не оповестив администрацию больницы и руководителей структурных подразделений. Я предложил Андресу Корку и Катрин Рехемаа провести встречу за пределами моего кабинета, в том же здании у нас есть конференцзал, но в формате без руководства больницы, или же в моем кабинете в запланированном формате”, — рассказал Силланд свою версию событий.

”Что касается электронного письма, я могу лишь предположить, что речь идет о порицании ухода с рабочего места без разрешения прямого начальства. Если работник не видит необходимости придерживаться трудовой дисциплины, он получает подобную оценку. Конечно, врачам это не нравится”, — добавил он.

Стоит отметить, что после каждой встречи представителей Союза врачей с руководством больницы, по словам доктора Коннова, ему предъявляли предупреждение по надуманной причине. Более того, его лишили компенсации на жилье, что было одним из условий начала работы таллиннского хирурга в Нарвской больнице.

Коннов обратился в комиссию по трудовым спорам, где одержал победу. Тем не менее, руководство больницы не согласилось с решением ведомства и обжаловало вердикт, обратившись в суд. На данный момент тяжба еще не завершилась.

Хирург с иронией отметил, что затраты больницы на суд могут достичь суммы, которой бы хватило на выплату компенсаций в течение пары лет.

Поделиться
Комментарии