"Считаю, что возможность получения гражданства Эстонии необходимо предоставить по желанию всем людям, кто постоянно проживал в Эстонии по состоянию на 20 августа 1991 года, и их потомкам”, — добавил он.

Аавиксоо перечислил ”принципы, где консерваторы не хотят идти на компромиссы”: ”В первую очередь, это то, что получение гражданства идет как бы по наследству. Гражданство передается из поколения в поколение.

Второй важный принцип — что гражданин Эстонии это только гражданин Эстонии. Множественное гражданство не допускается. Опять-таки маленькие страны в основном это используют — для того, чтобы защитить себя. А то будет так, что, скажем, все граждане Эстонии в то же время будут гражданами России или Соединенных Штатов, или Германии…

И третий принцип, который во всяком случае эстонцам совершенно понятен, это… Для эстонцев очень важен эстонский язык. Идентитет очень тесно связан со знанием эстонского языка".

"На мой взгляд, самое примечательное упрощение Яак Аавиксоо сделал, когда заговорил о двух фундаментальных подходах к гражданству — по крови и по месту рождения, — указав на то, что по крови гражданство дают в основном маленькие страны, а большие — по месту рождения, — рассуждает Лобов. — Вот и вся логика. Размер страны, оказывается, определяет поведение политиков Эстонии. Нет чтобы вспомнить о том, что мир не стоит на месте. Что у всех у нас здесь и сейчас, в том числе и у Эстонской Республики, есть еще к чему стремиться. Например, постараться с честью выйти из ситуации с массовым безгражданством, которую Эстония искусственно создала в начале 90-х годов прошлого века. Вместо этого Аавиксоо кивает в сторону России, утверждая, что оттуда "исходит давление".

По словам Лобова, давление исходит не только из России: "Так, по результатам 85 сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации Эстония получила пять рекомендаций в отношении лиц без гражданства — "а) активизировать работу по сокращению числа лиц с неопределенным гражданством, в том числе путем уменьшения продолжительности процедур получения гражданства; b) смягчить требования в отношении знания языка для целей натурализации, особенно для пожилых лиц; с) еще более упростить требования в отношении натурализации для лиц в возрасте до 15 лет; d) провести разъяснительную работу по вопросам безгражданства среди заинтересованных сторон и создать механизмы оказания национальным и местным учреждениям помощи в эффективном выявлении апатридов; е) рассмотреть возможность ратификации Конвенции о статусе апатридов и Конвенции о сокращении безгражданства”.

"Ясно, что перестройка всей системы может начаться с маленьких шажков, поэтому важно и нужно заботиться о том, чтобы облегчить жизнь пожилым людям и пытаться устранить воспроизводство неграждан, упрощая процесс натурализации для лиц в возрасте до 15 лет. Следом, глядишь, созреют более кардинальные изменения", — заключил Лобов.

Поделиться
Комментарии