Мало того, департамент провел также корректировку данных переписи 2000 года и там тоже компенсировал недостачу на почти 29 тысяч человек. Помнится, после тогдашней переписи демографы говорили о недосчете в 70 тысяч, поэтому какая-то заначка, видимо, осталась и на будущее. Только возможно ли таким образом остановить течь в корпусе народонаселения?

Самым большим за всю историю население Эстонии было в 1990 году: более 1,57 миллиона человек. К началу 2013 года эта цифра уменьшилась до 1,32 миллиона, или на 16%, но в Ида-Вируском уезде — на 32% (соответственно 222 и 152 тысячи), то есть в два раза больше, чем в целом по стране. Можно понять, почему в 1990-х, после восстановления независимости Эстонии, часть людей, оказавшихся здесь как на одной из территорий ”нерушимого” СССР, возвратилась на свою историческую родину, но ведь население Северо-Востока сократилось на 30 тысяч человек и в период между двумя переписями — с 184 до 154 тысяч. Однако и этим можно было бы пренебречь, если бы процесс этот не продолжался по сей день.

Самая большая пробоина

Анатомия этого процесса такова. Обычно говорят, что народ бежит с Северо-Востока, но это далеко не вся правда. Если к миграционной статистике можно относиться по-разному, то точность учета рождаемости и смертности сомнений не вызывает.

Начиная с 1993 года в Ида-Вирумаа ежегодно умирало на 1-1,5 тысячи человек больше, чем рождалось, хотя в целом по стране ситуация тоже была не лучше. Сейчас, однако, она изменилась в том смысле, что с 2008 года основная доля негативного естественого прироста в Эстонии приходится именно на Северо-Восток, причем в 2010 году, когда после долгого перерыва у нас был положительный прирост, правда, лишь в 35 человек, в Ида-Вирумаа он был отрицательным в 1119 человек. Всего в результате негативного естественного прироста Северо-Восток лишился в период между двумя переписями почти 14 тысяч жителей.

Примерно столько же приходится на миграцию. Тут, правда, точных сведений нет, однако, по данным Департамента статистики, Северо-Восток потерял за 12 лет вследствие переселения в другие регионы Эстонии более 10 тысяч человек, а в зарубежные страны с 2004 года уехали еще 2 тысячи.

Внутри страны уезжали в основном в столицу (12,5 тысячи) и другие волости Харьюского уезда (2 тысячи), а также в Тартуский (2,5 тысячи) и соседний Ляэне-Вируский (1,5 тысячи) уезды, из зарубежных стран — в Финляндию и Великобританию.

Как остановить течь?

Структура населения Ида-Вируского уезда сейчас такова. Если в целом по Эстонии молодежь в возрасте до 20 лет составляет 20,5%, то на Северо-Востоке — 18%. Напротив, пожилых людей (65+) в Эстонии 18%, а в Ида-Вирумаа — 20%. Но если доля женщин на Северо-Востоке примерно такая же, как в целом по Эстонии (53-54%), то доля женщин старше репродуктивного возраста (45+) там на 10% выше — соответственно 49% и 59%. На восстановление естественного прироста это особых надежд не оставляет.

Остается миграция, в основном стихийная, поскольку государство, как и в случае с административной реформой или ввозом рабочей силы из-за рубежа, мычит, но не телится (имеются в виду планы по передислокации Академии МВД). Ресурс внутренней миграции невелик, хотя и не нулевой: если в период между двумя переписями из Ида-Вирумаа в Таллинн уехали 12,5 тысячи человек, то в обратном направлении проследовали (вернулись?) 4 тысячи, из других волостей Харьского уезда и из Тартуского уезда по 1,5 тысячи, из Ляэне-Вируского уезда больше тысячи и т.д.

К внутренней миграции добавляется внешняя, то есть иммиграция: по данным Департамента статистики, с 2004 по 2012 год население Ида-Вирумаа увеличилось за счет переселившихся сюда россиян почти на 700 человек (всей Эстонии — на 3,5 тысячи).

Кроме того, питерцы и даже москвичи стали интересоваться недвижимостью на Северо-Востоке, причем, как пишет Eesti Päevaleht, речь идет об архитекторах, юристах, инженерах, а также бизнесменах, которые в общении ”интеллигентны и чрезвычайно дружелюбны”. Удивляться тут нечему: стоит лишь вспомнить, какой была накануне Первой мировой войны Усть-Нарва, куда съезжалась знать Петербурга, Москвы, Костромы, Ярославля.

Сейчас к прелестям местной природы добавилась СПА-культура, что делает оздоровительный туризм круглогодичным. Это лишь один ресурс, к которому по мере укрепления связей между двумя странами добавятся другие, что, если повезет, позволит Эстонии стать одними из ворот Евросоюза. Жители городов на торговых (туристических) путях никогда не бедствовали, а значит, и не бежали из них. Правда, сами они эти пути не прокладывали, тут нужна заинтересованность более могущественных сил, настроенных и способных увеличивать численность населения

Поделиться
Комментарии