В начале 2000-х годов спортсмены-лыжники были в Эстонии в статусе национальных героев. Они привезли домой десятки медалей с Олимпийских игр и чемпионатов мира. Уже тогда среди журналистов слышался шепот, что частично такой успех спортсменов основан на употреблении допинга, но эстонское общество на такие разговоры в основном реагировало болезненно. Считалось, что такие слухи вызваны ревностью и неуважением.

А в 2010-х годах все рухнуло, и эстонские лыжники не прошли допинг-контроль. Для многих жителей Эстонии это стало большим шоком, сторонники спортсменов отказывались верить фактам, и для поддержки Андруса Веэрпалу даже была создана группа в социальной сети Facebook - „Мы верим Андрусу!“, в которую за несколько часов вступило несколько десятков тысяч человек. Но даже это не помогло, и на сегодняшний день достоверно известно, что эстонские лыжники систематически употребляли допинг.

Эта история напоминает нынешнюю ситуацию вокруг Йоханны-Марии Лехтме, на чью защиту самоотверженно бросались лидеры партии Eesti 200, и которая на мартовских выборах была их „кандидатом номер 1“. Лидер фракции Eesti 200 в Рийгикогу - Марек Рейнаас - заявил, что Лехтме подверглась атаке журналистов, поддержку ей также оказали Лаури Хуссар и Маргус Цахкна. Цахкна в ответ нападал на журналистов, обвиняя СМИ в том, что те начали „охоту на ведьм“. Таким образом лидеры Eesti 200 постарались начать флешмоб „Мы верим Йоханне!“

Однако следует держаться фактов. Когда стало известно про теневые схемы, по которым НКО „Слава Украине“ присваивала деньги эстонских жертвователей, Йоханна-Мария Лехтме сначала все отрицала, а затем постаралась свалить ответственность на украинских партнеров. Лехтме избрала своей стратегией игру в прятки, вместо того, чтобы повести себя как взрослый человек и дать четкие объяснения о сложившейся ситуации. Да, она ушла из Рийгикогу, когда давление стало слишком сильным и мутить воду дальше стало невозможно, но и этот шаг выглядит бегством.

На минувшей неделе в Eesti Ekspress вышел материал, из которого следует, что уже до войны в Украине Лехтме была замечена на воровстве на прежних рабочих местах. И это веское основание для того, чтобы не присоединяться к стихийному движению под лозунгом „Мы верим Йоханне!“ Да, скорее всего и другие партии столь же отчаянно защищали бы своих оскандалившихся членов. Но вопрос в границе дозволенного, как далеко можно зайти в таких делах? Eesti 200 явно перешла эту границу.

Не лишним будет вспомнить, что когда партия Eesti 200 только пришла в политику, она позиционировала себя как носителя новой и высокой политической культуры, противопоставив себя остальным эстонским политическим силам. Однако у старых партий - центристов, реформистов, соцдемов - есть очень лояльные избиратели, на предпочтения которых мало влияют всякие скандалы. Такие фанатично преданные избиратели есть и у партии EKRE. Однако Eesti 200 - новичок и ничем подобным похвастаться не может. Члены этой партии должны отдавать себе отчет в том, что ходят по тонкому льду и имеют все шансы на следующих выборах повторить судьбу партий Res Publica и Vabaerakond, которые в свое время тоже пришли в эстонскую политику как „представители новой политической культуры“. И так же быстро закончили свою политическую карьеру, никуда не попав.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии