”МК-Эстония” уже писала про безвыходную ситуацию в доме на Пельгуранна, 25. Собственники квартир годами пытаются переизбрать председателя, однако пока им это так и не удалось.

В этом году события приняли новый оборот — председатель взяла кредит. Весной этот вопрос обсуждали на общем собрании. Несмотря на то, что по уставу каждый член КТ может прийти на собрание только с одной доверенностью, председатель явился со множеством доверенностей и голосовал ими за взятие кредита. Затем с этим протоколом председатель направился в банк, который на основании протокола выдал кредит.

”И получилась совершенно абсурдная ситуация, — комментирует юрист Эрика Шоллер. — Несмотря на то, что присутствовавшие на собрании члены MTÜ Elamute Liit написали письмо в банк, в котором обратили внимание на то, что был нарушен такой-то пункт устава, банк не пошел на попятную. В такой ситуации оставалось только идти в суд и признавать решение собрания ничтожным. Даже если оно по факту ничтожно, его все равно нужно обжаловать в суде в течение трех месяцев”.

У жителей дома таких денег нет, поэтому все осталось так, как осталось. ”Однако это был бы любопытный прецедент: интересно, как повел бы себя банк, если бы в суде было бы доказано, что решение, по которому они выдали кредит, не имеет юридической силы?” — задается вопросом Шоллер.

Другой камень преткновения — бумаги, на основании которых регистрируют новое правление. К примеру, председатель ведет собрание, и так получается, что его на этом собрании снимают за недоверие. И если он как ведущий собрания отказывается подписывать протокол или не отдает его, то перерегистрировать правление по большому счету уже нельзя.

”Вот попробуйте перерегистрируйте без протокола! — восклицает Эрика Шоллер. — А в законе не указано, в течение какого срока нужно подать документы в Бизнес-регистр, чтобы внести изменения в Б-карту. Хоть через год приходи!”

Дом на Вильде, 87, уже не первый год сотрясают судебные дрязги, споры и многочисленные пертурбации в составе правления. Большинством голосов недавно сменили правление — оно обжаловало решение собрания в суде. Снова провели собрание, выбрали новое правление — по почтовым ящикам полетели листовки, на стендах вывешена клевета, снова крики и скандалы.

”В Б-карте там числятся одни люди, а на деле уже давно выбрано новое правление. Как должны вести себя люди? Не все же понимают, что решение общего собрания вступает в силу незамедлительно. А что делать, если предыдущее правление пойдет и заключит какой-либо договор? В Бизнес-регистре же никакой отметки о смене правления не стоит, не говорится там и о том, что идут суды, что старое правление по решению собрания уже не имеет полномочий!” — возмущается несовершенством делопроизводства Эрика Шоллер.

Она отмечает, что если бы в Б-карте ставили отметки о том, что дело такого-то дома находится в суде, проблем и возможностей для махинаций было бы меньше.

”Или взять, к примеру, документы, на основании которых можно получить доступ к счету товарищества — протокол с двумя подписями и список регистрации. Любой мошенник может красиво и грамотно составить и напечатать протокол, поставить там две любые подписи, принести листы регистрации с какими-то автографами — и все, ему дают доступ к счету любого выбранного им товарищества! А если подключить к этому делу асоциала за бутылку — снял деньги и до свидания! Ищи потом этого асоциала и требуй с него что-то! Нужно ужесточить порядок”, — считает Эрика Шоллер.

Она приводит пример уже упомянутого дома на Вильде, где новое правление сразу же после избрания отправилось с бумагами в банк и попросило закрыть доступ к счету старому правлению, снятому за недоверие.

”В банке сделали отметку о том, что счетом могут распоряжаться только четыре человека из нового правления, — рассказывает Шоллер. — А спустя пару дней экс-председатель идет в другое банковское отделение и снова открывает для себя счет товарищества, мотивируя тем, что она в Б-карте. Новому правлению счет закрывают. На внесение изменений у Бизнес-регистра уходит порядка пяти рабочих дней. За это время старое правление может снять все деньги со счета товарищества”.

В итоге, говорит Шоллер, новому правлению пришлось писать претензии в банк, долго с ними препираться, идти в главную контору, просить позвать юриста и поставить отметку, которая была бы видна во всех отделениях банка, что старому правлению доступ к счету закрыт.

”К сожалению, новый закон о КТ, который готовит парламент, не решает эти проблемы. Все вопросы — передача документов, регистрация новых членов правления и так далее — по-прежнему придется решать самим людям”, — подытоживает Шоллер.

Поделиться
Комментарии