Представители разных позиций немощны вести диалог, потому что у всех есть какое-то представление о том, что нужно сделать с русской школой, но в то же время нет ответа на фундаментальный вопрос — что мы реально хотим от русской школы. А это, в свою очередь, тесно связано с представлением о будущем межнациональных отношений в Эстонии.
В нынешней Эстонии есть два мнения о полезности перехода русской гимназии на эстонский язык обучения.
Русская школа на службе национальной политики
Есть мнение, что переход русских гимназий на 60% обучения на эстонском языке есть лишь первый шаг. Затем эстонизация коснется основной школы, а затем в один прекрасный июньский день свои двери навечно закроет последняя русская школа в Эстонии.
Гражданская оккупация (по версии Лаури Вахтре) на этом закончится и не будет отныне русской молодежи — это будет уже ”чисто эстонский продукт”. Вопрос качества образования второстепенен, потому как исполнен заказ национальной политики методами политики образовательной.
Во имя будущего русской молодежи
Есть и второе мнение, более умеренное. Оно не против русской молодежи, оно заключается в том, что русская школа нуждается в реформе во благо будущего русской молодежи.
Понятно, что русская школа за последние 20 лет не смогла дать достаточно хорошего владения эстонским языком. Только лишь чуть более половины молодых получает уровень B1, и это за девять лет обязательного изучения эстонского языка. Это ненормально и не дает никаких перспектив полноценного вливания в общественную и социальную жизнь страны. Так что в этом ракурсе мы видим заботу о конкурентоспособности молодежи, исходя из владения государственным языком.
Какую Эстонию мы хотим?
Полярность этих двух мнений говорит не только о проблематике русской школы. Берите шире, вопрос заключается в том, какую Эстонию мы хотим.
Ассимиляция, по первому мнению, дает нам на выходе ”восстановление исторического прошлого с ”чистыми”” представителями населения.
Другие получают подтверждение мнению, что мультикультурность обогащает. Все должны владеть эстонским языком, но жить можете и по-русски.
Многим людям вообще не грозит COVID-19: иммунолог назвал причины
72-летнюю Ирину Винер не узнать: так она изменилась
Вот это похоже на правду: как появился COVID
Почему механическая коробка передач намного выгоднее «автомата»