Оценка корреспондента MTV Петри Сарасте сурова.

"Избирательная система очень сложная, вследствие чего можно делать политику. Кабинеты играют важную роль. Для кандидатов может быть прямо политическим самоубийством сообщить о выдвижении своей кандидатуры слишком рано. Кандидатуру обнародуют скорее в последний день, — сказал Сарасте. — Так склонно случиться и в этот раз, хотя пять лет назад обещали, что это никогда не повторится. Это был совершенно смехотворный фарс".

Докторант Хельсинкского университета Вейкко Ярмала напомнил, что у такой политической системы есть исторические причины.

"До 1938 года, то есть в первый период независимости, в Эстонии вообще не было президента. Главой государства служил премьер-министр. Когда в 1992 году делали новую Конституцию, не особенно хотели давать президенту власть. Гражданам надоело авторитарное правление. Церемониальность считали достаточной, так что президента решили выбирать в парламенте или системой выборщиков", — сказал Ярмала.

MTV отмечает, что роль президента изначально должна была быть менее политической, чем это получилось, и внутриполитическая власть президента в Эстонии сейчас важна. По словам Ярмала, президент способен влиять на формирование правительства и назначение важнейших чиновников и судей.

По оценке живущей в Эстонии предпринимательницы Вильмы Шлизевски, президент довольно далек от граждан.

"Сущность президента весьма отличается от того, что в Финляндии. У нас президент "отец страны" или "мать страны" и президент активно высказывается о разных вещах. В Эстонии президент так много этого не делает", — сказала Шлизевски.

По словам Шлизевски, в Эстонии и пол президента может влиять на то, как к нему относятся.

"На уличном уровне есть немного таких разговоров, мол, "что эти девочки знают", и все девочки — кассирши", — сказала Шлизевски.

Yle прокомментировал выборы политический обозреватель ERR Тоомас Сильдам.

"В настоящий момент в партиях лихорадочно ищут такого компромиссного кандидата, которого помимо парламентских фракций коалиционных партий была бы готова поддержать и по меньшей мере одна оппозиционная партия", — сказал Сильдам.

Yle сообщает, что в конце прошлой недели ситуация зашла в полный тупик, когда Тармо Соомере не смог убедить партии.

Yle упоминает, что выдвижению кандидатуры сказал нет многолетний дипломат и многократный министр Юри Луйк.

"Несколько серьезных личностей отказались. Очевидно, они не были уверены, что их поддержка в парламенте действительно так велика, как им обещали в фазе убеждения", — прокомментировал Сильдам.

Также Yle напоминает об избрании Кальюлайд как о паническом решении.

Цитируют политолога Тыниса Саартса, по словам которого институт президента увяз в тине.

По словам Саартса, партии воспринимают президентские выборы недостаточно серьезно и подготовка к выборам в местные самоуправления кажется важнее.

По оценке Сильдама, одна из причин тупика в том, что Тармо Соомере оказался более слабым кандидатом, чем считалось.

MTV дал комментарий Ахто Лобьякас, который сравнил выборы с цирковым трюком.

"Всех держат настолько невидимыми, насколько возможно. Мы находимся в ситуации, где у нас нет кандидатов, предвыборной программы, дебатов или выборов, которые можно было бы контролировать, — сказал Лобьякас. — Их называют выборами, но они больше напоминают трюк фокусника в цирке, где зайца вытаскивают из цилиндра".

Лобьякас сказал, что выдвижение кандидатуры для кандидата в любом случае плохой выбор.

"Кто бы ни объявил себя кандидатом, он в то же время совершит политическое самоубийство. Путь кандидата быстро оборвется, если быть единственным кандидатом или кандидатом, который не способен четко показать партиям достаточную поддержку", — сказал Лобьякас.

Поделиться
Комментарии