Сергей Метлев: волна Навального нокаутировала Кремль и обострила русский поколенческий конфликт
(233)В субботу десятки тысяч человек по всему миру, в том числе в Таллинне и Нарве, вышли на улицы с требованием соблюдения прав человека в России и в поддержку незаконно арестованного лидера российской оппозиции Алексея Навального. В городах России было задержано более 3000 человек (это рекорд), многие из которых были избиты. Протесты прошли почти в сотне российских городов — это тоже рекорд.
За недовольством народа скрывается большой поколенческий конфликт внутри русского культурного пространства. До сих пор находившаяся в меньшинстве свободолюбивая, европейская русская идентичность выдвигается на передний план, в Эстонии тоже.
Российские власти очень старались заставить молодежь остаться в субботу дома. По приказу министерства образования школы рассылали родителям сообщения с требованием запереть детей дома, чтобы защитить ”неокрепшую психику”. В многих крупных университетах был объявлен внеочередной учебный день. Студентов предупреждали, что за участие в митинге будут последствия.
Почему они боялись больше всего выступлений молодежи? А потому что молодежь сильная, свежая и за ней ближайшее будущее России. Сидящий в разоблаченном Навальным коррупционном дворце (или, скорее, в бункере) Путин и его советники помнят, что вторая украинская революция началась с выступлений студентов на Майдане.
В субботу на российских улицах было много людей среднего и пенсионного возрастов, но все-таки протест по-настоящему жизнеспособен только на основе молодой энергии. Отмечу, что усредненной базой Путина являются по-прежнему жившие в СССР граждане не из Москвы и не из Питера.
Молодая часть общества не зависит от чарующего голубого сияния Кремль-ТВ. Они смотрят антикоррупционные расследования Навального (видео о дворце Путина набрало за неделю более 76 млн просмотров) и читают интернет-СМИ. Для них Навальный не просто смелый человек, он воплощение альтернативной России. Он в качестве политика просто секси. Уже не секси ”дед в бункере”, как в России теперь называют Путина, этого больше всего и боится. Боится того, что для большой части России и Запада Навальный станет действительно альтернативой действующему президенту.
Мои российские друзья, чей возраст до 35 лет, говорят как один, что, по крайне мере, в больших городах России сложно найти человека этого возраста, который поддерживал бы Путина и его идеологию на 100 процентов. Люди, скорее, или нейтральны, или яро против этой власти. Другое дело, готовы ли они подвергнуться ударам дубинок на площадях во имя своей позиции. В России не голодный 1917 год — многим есть, что терять.
В русскоязычных форумах Эстонии заметно, что даже самые большие имперцы не были готовы публично боготворить Путина. Им тоже немного неудобно. Вместо этого они обвиняли собравшихся в Таллинне в поддержку Навального сотни людей в том, что те лезут не в свое дело и советовали убирать снег. Это уже большое изменение. Нет, это и наше дело. Россия — сосед, у многих там друзья и родственники. Нам не все равно. Всем, кто был на площади или их поддерживает — не бойтесь психологического давления. Молодые — не дайте диктовать ваше будущее тем, кому оно не принадлежит.
За последние 15 лет в Эстонию переехали граждане России, которые в отличие от многих переехавших сюда в советское время знают Россию вдоль и поперек и терпеть не могут иллюзии, которые многие местные русские лелеют в отношении режима Путина. Местная русскоязычная молодежь была в субботу в Таллинне на площади Вабадузе массово, пикет прошел и в Нарве — это очень большое изменение и нокаут кремлевской пропаганде.
Мы имеем дело с ярким поколенческим конфликтом внутри русского культурного пространства. Попытки российской власти запереть молодежь руками родителей и преподавателей только подливает масла в огонь этого конфликта. Атаки усталых местных путинистов в социальных сетях только подбадривают всех хороших людей, и особенно молодежь, уводя их в оппозицию к путинской политике.
Этот накал мировоззренческого противостояния рано или поздно приведет или к либерализации российской политической системы или же к установлению тоталитарной системы китайского образца. При втором сценарии власть сможет еще годами сдерживать любую оппозицию, но большой ценой, в том числе экономической. В результате массы воды, скопившиеся за дамбой, все же пробьют ее.
Мы не знаем, хватит ли имеющегося внешнего и внутреннего давления, чтобы Кремль освободил незаконно арестованного Алексея Навального. Этот смелый и принципиальный человек уже сделал историю и морально победил. Надо похвалить правительство Эстонии и другие страны, которые уже выступили за санкции ЕС в отношении российских чиновников и иных лиц, причастных к делу Навального. Путинскую власть можно только заставить.
Можно быть уверенным, что традиционное представление о приземистой России с советской покорностью, молящейся на Путина, ушло в прошлое. На подъеме такая русскость, которая хочет видеть Россию человеколюбивым государством, которая ценит личную свободу и не хочет покланяться вождю, а требует, чтобы власть с определенной периодичностью менялась. Эта волна дошла уже до глубин русскоязычного сообщества в Эстонии и запустила изменения в нем.
Ценящая свободу европейская русскость была до сих пор в диссидентском меньшинстве, но теперь постепенно становится большинством, хоть это и может занять еще много времени. Если Алексей Навальный выживет, то он может стать значительной частью ближайшего политического будущего России.