По сообщению Helsingin Sanomat, услуги уборки в Финляндии — дикая сфера деятельности. Школы, детские сады, центры по интересам, рестораны и продуктовые магазины убирают иммигранты, которые зачастую становятся жертвами эксплуатации. Эксплуатация, по данным исследования газеты, очень масштабная и часто систематическая. Бизнес-модель многих фирм на практике построена на эксплуатации людей.

Шкала эксплуатации широка. В худшем случае условия нечеловеческие и напоминают торговлю людьми. Над жертвой получают власть, используя ее уязвимое положение.

Эксплуатацией также является то, когда кто-то убирает торговый центр шесть часов в день, но получает зарплату только за два часа. Или то, что убирают гамбургерный ресторан ночью, не получая зарплаты. Или что пару недель работают уборщиками, пока не попросят зарплату, после чего их выкидывают на улицу.

В более легких случаях эксплуатация может означать различные несправедливые условия работы, в случае которых пользуются тем, что работник в слабой позиции. От этом речь идет, например, тогда, когда в выплачиваемых иностранным работникам крупной финской уборочной фирмы зарплатах постоянно отсутствуют рабочие часы и доплаты.

Helsingin Sanomat исследовала происходящую в сфере уборки эксплуатацию несколько месяцев. Интервьюировали 30 уборщиков. Данные получали также от полиции, региональных административных департаментов, организации помощи жертвам торговли людьми и других документов и материалов властей.

Из рассказа интервьюируемых всплывает более десяти грабящих уборщиков предприятий. Их схема деятельности схожа. Часто вербует работников и контролирует их работу мужчина-иммигрант. С клиентами общается и документами занимается обычно какой-нибудь финн. Уборщики — почти все иностранцы, по большей части ходатайствующие об убежище, и их может работать в одном предприятии несколько десятков.

В систематической эксплуатации уборщиков Helsingin Sanomat обвиняет, например, группу предприятий, в которую входят такие предприятия, как Dysnomia, DSN, Cashmatic, Staffig Group, Starstaff, Sanitex и CMT Palvelut. Часть предприятий обанкротились. Уборщикам платили зарплату попеременно из разных предприятий и их также держали как "предпринимателей".

Уборщики этой группы предприятий убирали K-Citymarket в торговом центре Sello в Эспоо и другие магазины K-ryhmä в столичном регионе, а также детские сады в Эспоо.

За деятельностью, по сообщению Helsingin Sanomat, стоит мужчина курдской национальности, которого знают под именем Никлаус Саувола. У его группы предприятий есть связи с Эстонией, и в деятельности участвует также его супруга Катарийна Саувола, пишет Helsingin Sanomat.

Сам Саувола сказал, что за касающимися эксплуатации утверждениями стоит "какой-то грязный чертов беженец, о котором хорошо заботились".

Часть уборочных фирм действуют в Эстонии, что уменьшает возможности финских властей вмешиваться в деятельность предприятий.

Уборочная фирма DMX арендует уборщиков у эстонского предприятия. Уборщик-алжирец сказал Helsingin Sanomat, что когда он хотел пойти работать в DMX, ему велели связаться с эстонским предприятием SiPe OÜ. Алжирец, таким образом, был работником финского филиала эстонского предприятия, но на объекты уборки он ходил в рубашке DMX. Деятельностью эстонского предприятия, по данным Helsingin Sanomat, руководила Сирье Кяннола и DMX — Бадер Слимани.

Алжирец сказал, что уборщики DMX делали 10-12-часовые рабочие дни на автомойке и объектах недвижимости, но им платили только за 5-6 часов. Когда мужчина пожаловался на слишком маленькую зарплату, его уволили с работы.

Поделиться
Комментарии