Куда уходят вещи: что происходит с одеждой, которую мы отдаем в ”Сэконд-хенды”
Ставшую ненужной одежду можно отдать благотворительным организациям или бросить в специальные контейнеры. Хочется верить, что она попадет к тем, кто в ней нуждается, или будет переработана. На самом же деле большая часть этих вещей попадает на свалку или сжигается, пишет "МК-Эстония".
В Эстонии впервые было исследовано, что происходит с одеждой и предметами текстиля после окончания срока их использования. Эксперты выяснили, что в нашей стране ежегодно потребляется около 15 000 тонн новых предметов одежды и текстиля.
На повторное использование в 2017 году было продано или отдано 3165 тонн таких вещей. Выходит, что всего в том году в Эстонии было употреблено 18 165 тонн новых и использованных изделий. Из этого числа около 17% составляет одежда ”второго круга”, как собранная в Эстонии, так и завезенная сюда из других стран.
Много негодных вещей
Сбором бывшей в употреблении одежды в Эстонии занимаются благотворительные организации, фирмы по приему одежды (Humana, Uuskasutuskeskus и др.), а также станции по переработке отходов. В 2018 году их общими усилиями было собрано 4763 тонны вещей. 62% собирали организации с целью дальнейшей перепродажи, а 38% было собрано в качестве отходов на станциях переработки.
Исследователи подчеркивают, что в последние годы сборы использованных вещей в Эстонии увеличились. Организации расширили свою деятельность и укрепили позиции на рынке. Мест, куда любой желающий может сдать ненужные предметы гардероба, стало больше.
Однако и качество сдаваемых вещей значительно снизилось. Причину специалисты видят в быстром развитии моды и появлении все большего количества вещей. Это становится причиной продажи тех предметов одежды, качество которых еще позволяет заработать на них. Одежду более изношенную отдают безвозмездно в уже упомянутые организации. Часто эта одежда грязная, не подлежащая использованию, что оборачивается дополнительными расходами для фирм и организаций, собирающих эти вещи. Для повторного использования годится только 55% собранной одежды.
”К сожалению, около 70% попадающей к нам одежды непригодно для использования. Например, на детских вещах часто бывают пятна от каши. Верхняя одежда часто порвана в районе колен и локтей. Рубашки попадаются с пятнами пота, а домашний текстиль с дырками. Мы не можем ни отдавать это нуждающимся или нашим партнерам, ни продавать через свои магазины”, — говорит руководитель сортировочного центра Uuskasutuskeskus Кристи Сууп.
Другая же организация, Humana, которая тоже принимает и продает одежду ”второго круга”, заявляет, что лишь 5% попадающих к ним вещей непригодны для использования.
”Большую часть поступлений составляют сломанные игрушки и обувь, а также мусор, попавшийся вместе с прочим. Из всех вещей, собранных в Эстонии или привезенных из других стран, около 80% годны для использования, еще 10% могут быть переработаны”, — говорится на официальной странице Humana.
Отжившие свой срок вещи фирма перепродает на переработку в Латвию, Россию и Пакистан.
В то же время в Эстонию импортируется много одежды для повторного использования. В 2017 году сюда было привезено 10 389 тонн таких вещей. Надо отметить, что из импортных вещей для перепродажи годится около 75%, т. е. качество привезенных предметов гардероба получше того, что собираем мы здесь своими усилиями. Объясняется это тем, что импорт идет к нам из стран, где люди могут позволить себе покупать одежду подороже и менять ее чаще.
В Эстонию привозят вещи и рассортированные, и нет. Большую часть вещей сортируют здесь, а затем отправляют за границу — в Пакистан, страны Африки.
Одежда — не мусор
Законы ЕС предписывают, что на станциях по переработке отходов должны быть условия для сортировки одежды и текстиля. На практике же у нас далеко не все станции вообще принимают такие вещи. А из того, что все же собрано, около 1804 тонн просто уничтожается. В основном это вещи, не подлежащие использованию, хотя в идеальных условиях даже их можно было бы отправить на переработку. Но в Эстонии для этого возможностей нет.
На эту проблему сетуют многие организации, которые вынуждены самостоятельно искать варианты избавления пришедших в негодность вещей. Особенно это затруднительно в свете правила, вступающего в силу в 2025 году, согласно которому все страны ЕС обязаны будут собирать одежду и текстиль отдельно от бытовых отходов. Если количество непригодной одежды будет расти, то фирмам придется либо отправлять ее на уничтожение, либо искать возможности для переработки за границей, что может быть накладно.
”Одежду и сейчас нужно собирать отдельно от других отходов. Это обязательство исходит из постановления министра окружающей среды от 16.01.2007 года, — уточняет советник Министерства окружающей среды Маде Саадве. — Система сбора текстильных изделий должна в дальнейшем только развиваться. Но, к сожалению, в Эстонии и ближайших странах нет подходящих условий для переработки. Чтобы найти решение, пока еще только ведутся исследования”.
Саадве добавила, что в 2019 году государство выделило средства на проект Таллиннского технического университета, в ходе которого должны быть разработаны технологии деструкции материалов разных текстильных изделий после их использования.
”Благодаря такой технологии больше не потребуется сортировать материалы вручную. Предполагается, что разработанная технология будет применяться в Эстонии”, — говорит Саадве.
Она добавляет, что в 2018 году был открыт конкурс для поддержки переработки отходов, в том числе текстиля. Но в тот раз ни одного ходатайства об участии не поступило.
”Предположительно, в ближайшие годы в Европе будет больше возможностей для утилизации, поскольку к 2025 году всюду должен быть обеспечен сбор текстиля и сортировка по его видам. Государство ищет партнеров, чтобы обеспечить оборот текстильных отходов”, — констатирует Саадве.
”Одежда и текстильные изделия сильно влияют на окружающую среду, поэтому возможность переработать их или повторно использовать очень важна. С точки зрения государственной экономики, мы сжигаем или выбрасываем ценный материал, — считает один из авторов исследования Керли Кант Хваас.
Азия впереди
Она уточняет, что сейчас в странах Балтии нет ни одного завода, на котором можно было бы перерабатывать разные ткани. По большей части эти заводы находятся в Пакистане, Тунисе, Индии, Марокко, частично в Италии и Испании. В последние годы Швеция и Финляндия вошли в этот список со своими технологиями по химической обработке. Однако там занимаются обработкой лишь целлюлозных тканей. Если же обратить внимание, что большинство предметов одежды состоит из смешанных тканей, то на первый план выходит необходимость технологий механической обработки, подразумевающей, что старая ткань измельчается, а затем создается новая пряжа.
”В Эстонии до сих пор не было нужды в таком заводе. Не было и исследований, которые бы детально изучали объемы текстильных отходов. Но новое исследование показывает, что для собранных в Эстонии вещей сложно найти применение, поэтому большая часть остается на свалке. Потребность в переработке текстиля стала очень актуальным вопросом”, — говорит Хваас.
Покупаем качество
”Потребителю стоило бы задумываться о долговечности вещей еще при покупке, — считает Рута Раннала. — Предпочитать надо изделия качественные, которые прослужат дольше. Правильное использование и уход также продлевают им жизнь”.
Она добавляет, что разумно использовать вариант аренды текстильных изделий вместо их покупки.
”Этот вариант уже сейчас оправдывает себя касательно таких редко используемых или требующих особого ухода вещей, как, например, медицинский текстиль или рабочая одежда”.