Запчасти, расценки, гарантия: что нужно знать, если вы отдаете машину в ремонт
Жительница Таллинна Джамиля Варес-Тертышная жалуется: в мастерской вместо новых запчастей ей поставили старые, неоригинальные и не подходящие к этой машине. ”Муж купил машину, которая тоже побывала в ремонте в этой мастерской, — и попал в аварию!” — добавляет женщина. В мастерской же заверяют, что ремонт был сделан качественно, и они просто хотели сэкономить деньги клиента. Что же нужно знать всем, кто отдает машину в ремонт, и выясняла ”МК-Эстония”.
”В марте этого года мы с мужем купили белую машину Chatenet, — начинает свой рассказ Джамиля. — Я хотела себе как раз такую маленькую машинку-мопед. И через какое-то время повезла ее в ремонт в фирму Mopeedautod OÜ. Однако в ходе ремонта работник этой фирмы сломал мне суппорт тормоза. И хозяин отвез этот суппорт в другую мастерскую, где его заварили и поставил мне его обратно. Еще и взял за это деньги!”
Старые детали
Джамиля долго рассуждает о том, что если деталь сломалась в руках у работника, то, по сути, он и несет за это ответственность.
”Следовательно, эту деталь должны были заменить на новую, если работник так неумело с ней обращался, — убеждена Джамиля. — А они решили сэкономить. И на второе колесо поставили мне неродные детали, закрепив какими-то левыми болтами и гайками”.
Она долго и подробно расписывает, что там было не так, используя слова ”граната”, ”кулак” и выражение ”сорвана резьба”, показывая фото каждой детали — как было после ремонта и как должно было быть.
”В итоге я заплатила за этот ”ремонт” 270 евро, — продолжает женщина. — И окончательная цена для меня стала сюрпризом, хотя по закону в мастерской должны изначально хотя бы примерно сориентировать, сколько будет стоить ремонт. Я потом две недели ездила на машине, но все время было ощущение, что что-то не так. В итоге поехала в другую мастерскую, где попросила посмотреть, что с колесами. Там мне и сказали, что на одном колесе заварен суппорт, а на втором все собрано из какого-то металлолома и неродных запчастей, которые туда не подходят. И, мол, какие детали в мастерской были, из таких, похоже, и собрали. Мне объяснили, что на самом деле эту деталь варить ни в коем случае нельзя, это просто опасно — ездить с таким суппортом!”.
Однако руководство фирмы Mopeedautod OÜ не видит здесь проблемы: ”Дефект (суппорта — ред.) обнаружили в ходе ремонта. И это сделал не наш работник. Создание такой поломки в ходе ремонтных работ невозможно. Клиенту сообщили об обнаруженном дефекте, и тот дал нам свое согласие на его устранение. Мы предложили два варианта: заменить дефектную деталь или отремонтировать ее. Клиент захотел, чтобы мы ее починили, потому что на новую деталь у клиента, по ее словам, не было денег. Мы всегда после осмотра машины сообщаем нашим клиентам, какие работы нужно делать и какие детали для этого понадобятся”.
По их словам, в мастерской также всегда предлагают клиентам выбор: либо только новые детали, либо использованные, но проверенные и качественные. И цену за ремонт сообщают сразу.
”Если это возможно, то ремонтируем ”родную” деталь автомобиля клиента, — рассказывает представитель фирмы Р. Вийзилехт. — Использованные дешевле, и их мы берем с машин, которые нам привезли на запчасти. Мы так делаем потому, что хотим сохранить природу и предложить нашим клиентам качественные и недорогие детали. И мы всегда даем клиенту совет, но окончательное решение принимает все же он: новая запчасть или качественная использованная”.
Недостаточный осмотр
”Муж мой в июле купил такую же машину, только красную, — продолжает свой рассказ Джамиля. — За день до продажи предыдущие хозяева ремонтировали ее в той же мастерской. ”Наремонтировали” на 811 евро. Предполагается, что в мастерской машину перед ремонтом осматривают, чтобы выяснить, что нужно заменить. Но уже через день после продажи машина не могла ехать — проблема была с тросиком газа. Он был похож на ершик. И как профессионал, у которого она была в мастерской, мог такое не заметить и не обратить на это внимание хозяев?”
А через две недели после покупки ее муж попал в аварию — отказали тормоза.
”Когда повезли в ремонт, выяснилось, что тормозные колодки на машине были не из одного комплекта, — показывает детали Джамиля. — И ответственность за это, как мы считаем, лежит на мастерской, так как там машину перед продажей осматривали и допустили, что она выехала на дорогу в таком состоянии”.
”Мы всегда делаем работу профессионально и качественно, — заверяет, в свою очередь, Вийзилехт. — Предыдущий владелец данной машины принял работу без единой претензии и был очень доволен качеством. Мы сделали с ним пробную поездку — технически все было в порядке. Между покупкой и аварией прошло две недели. За это время при неумелом использовании можно по-разному повредить машину. В то же время, две недели — слишком долгий период, чтобы заметить некорректно работающие тормоза и отреагировать”.
Однако проблема тут еще и в том, что техосмотр таких машин не делают. И, по словам специалистов из Департамента шоссейных дорог, в ближайшее время делать не станут. То есть специалист в мастерской — по сути, единственный человек, который может оценить, можно ли на такой машине ездить и не опасно ли это.
”Я, например, вожу в машине детей и маму после операции, — говорит Джамиля. — И, случись что, кто будет отвечать? Ведь я плачу за ремонт деньги и думаю, что с машиной все в порядке. А оказывается все не так”.
Проблемы после продажи
Живущий в Риге Андрей Михельсон рассказывает, что тоже столкнулся с Вийзилехтом и остался крайне недоволен.
”Я купил у него тоже такую машину, правда, он официально в сделке не фигурировал, все было оформлено на его жену, — рассказывает мужчина, — но деньги взял он. Машину я покупал для сына. И уже через день она стала сыпаться. Цель продавца понятна: слегка отремонтировать, чтобы автомобиль мог немного ездить, быстренько ее продать и умыть руки. Когда мне специалисты сказали, что нужно ремонтировать почти все, я ему позвонил и попросил забрать машину и вернуть деньги. Он сначала соглашался, потом стал отказываться и отпираться. А затем вообще перестал брать трубку”.
Мужчина говорит, что заплатил за машину 4000 евро и не согласен вложить в нее еще столько же, чтобы привести в порядок. И, мол, автомобиль был со скрытыми дефектами, поэтому он имеет право отказаться от сделки.
”Почему сделка купли-продажи машины между двумя частными людьми вообще должна касаться нашей фирмы? — отвечает вопросом на вопрос по поводу данного клиента Вийзилехт. Но не отрицает, что он причастен к данной истории. — Наша фирма столкнулась с данной машиной в марте этого года, когда у нас заказали детали. Немного непонятно, почему клиент вдруг стал считать, что купил машину в плохом состоянии. И если машина была уже при покупке в плохом состоянии, то почему он к нам обратился снова за запчастями?”
Мужчина добавляет, что все эти претензии внезапно появились после того, как клиент попал в аварию, не ухаживал должным образом за машиной, а потом обратился за запчастями в другой магазин, к их конкурентам.
”По нашей оценке, это не совпадение, — считает Вийзилехт. — Эти все обвинения беспочвенные и необоснованные. Если бы они были обоснованными, то люди обратились бы в Департамент защиты потребителя или же в суд. Но это сложно сделать, если нет доказательств”.
Он добавляет, что со своей стороны они просили клиентов предоставить им в качестве доказательства, к примеру, оценку эксперта. Но это так и не было сделано.
”И возможно, что за всей этой поднятой проблемой кроется кампания конкурента против нас”, — отмечает Вийзилехт. Но не уточняет, кому именно нужно так клеймить их фирму.
Две фирмы, одна с долгами
”Сомнения в его честности возникают и потому, что счета за ремонт в одной и той же фирме по одному и тому же адресу выставляют почему-то разные фирмы, — подчеркивает Джамиля. — Год назад за ремонт машины у них же счет выставила фирма Carfixer Group OÜ, где член правления — его жена, Кирсти Вийзилехт. Потом фирму перерегистрировали по другому адресу, на ней уже долгое время висят долги перед государством по налогам. И сейчас счета за ремонт он выставляет от Mopeedautod, где член правления — его сын”.
”Это — разные предприятия, которые связывает только то, что они находятся по одному адресу, — отвечает Вийзилехт. — Одно занимается ремонтом обычных машин, второе — машин-мопедов. У меня есть право представлять обе фирмы”.
Он добавляет, что не держит зла на клиента, и если Джамиля еще к нему приедет, будет и дальше ремонтировать ее машину. Женщина же отмечает, что она больше к нему никогда не обратится и другим не советует: ”Рисковать собственной жизнью и жизнью близких я не хочу!”
Специалист: суппорт тормоза сваривать нельзя
Исполнительный директор Эстонского союза предприятий, занимающихся продажей и обслуживанием машин (AMTEL) Арно Силлат отмечает, что такое поведение явно не идет на пользу репутации фирмы.
”Для нас Mopeedautod OÜ — это совершенно неизвестное предприятие с минимальной, согласно открытым рапортам, деятельностью, — отмечает Силлат. — Но если описанные в статье факты соответствуют действительности — то есть использованные запчасти продают как новые — то это серьезное нарушение, которое корректно обслуживающее клиентов предприятие точно позволить себе не может. Но нужно выяснить, кто именно дал оценку запчастям — что они были именно использованными. И насколько этот эксперт был компетентен”.
Он добавляет, что если эти факты подтвердятся, то владелец или пользователь машины должны максимально быстро обратиться в Департамент защиты потребителя и технадзора, в комиссию по потребительским спорам, которая занимается данными вопросами. И, разумеется, всегда остается право обратиться в суд — иногда это даже эффективнее.
По поводу конкретной ситуации с возмутившим клиенку суппортом тормоза, который, по ее словам, сломали в мастерской и потом заварили в другом месте и поставили обратно, специалист отмечает, что здесь есть несколько важных моментов.
”То, что использовали услуги другой мастерской — проблемы нет, субподряд широко распространен и вполне приемлем, — говорит Силлат. — За качество услуги отвечает тот, к кому клиент непосредственно и обратился. Детали в мастерских могут ломаться тоже по разным причинам. Если это произошло по неумелости работника или отсутствии необходимого оборудования, то, разумеется, расходы покрывает мастерская. Но если сломалось что-то, что отвечает за безопасность при движении автомобиля — а суппорт тормоза относится к таким деталям, — то их ремонт никак не может считаться разумным. Все сломанные и разрушившиеся детали тормозов следует обязательно менять!”
Он добавляет, что каждый обслуживающий клиентов специалист дает гарантию на свою работу. Сколько она длится — зависит от видения фирмы или предпринимателя. Правил тут никаких нет. В приличных мастерских, как правило, гарантия на работы длится до года.
С другой стороны, по закону у клиента есть право предъявления претензии на товар или услугу до двух лет.