Люди старшего поколения все чаще выбирают работу вместо отдыха на пенсии
Недавно опубликованная статистика выявила любопытную тенденцию — с каждым годом все больше людей 50+ даже по достижении пенсионного возраста продолжают активно работать. Почему пенсионеры не перестают трудиться, выгодно ли это и создают ли работодатели места специально для сотрудников в возрасте — узнала ”МК-Эстония”.
По данным Департамента статистики, трудовая занятость среди 50–74-летних продолжает расти, и количество работающих в этой возрастной группе является самым высоким за последние десять лет. Так как сейчас пенсионный возраст уже перевалил за 60 лет, многие считают, что уже за десять лет до пенсии никуда не устроишься, якобы работодателям такие сотрудники не нужны. Однако цифры доказывают обратное, и после 50 люди продолжают активно трудиться.
В самом конце лета ведомство привело и другую статистику: средняя пенсия по старости составила в Эстонии 484,50 евро. Несмотря на то, что она выросла на 8,1% с первого квартала года, сумма все равно небольшая. Поэтому логично предположить, что люди не хотят терять доход и качество жизни и, даже выходя на заслуженный отдых, ищут возможность дополнительного дохода.
Могли бы требовать больше
Согласно опубликованным Департаментом статистики данным, число работающих в возрасте 50–74 лет выросло по сравнению с прошлым годом на 9600 человек и составило 232 00 человек. Уровень трудовой занятости среди населения этого возраста составил во II квартале 2019 года 59,2%, а уровень безработицы — 4,7%, что не сильно выше уровня безработицы в возрастной группе 25–49 лет (4%). При этом число безработных среди старшего поколения сократилось по сравнению с тем же кварталом прошлого года на 2100 человек.
В возрасте 50–74 лет во II квартале было 127 00 работающих женщин и 104 00 мужчин. В сравнении с прошлым годом число работающих женщин выросло на 3400, а мужчин — на 6200 человек.
В то же время, по словам советника службы коммерческих услуг Департамента социального страхования Мерле Сумил-Лаанемаа, за последние пять лет не было значительного увеличения или уменьшения числа работников именно пенсионного возраста. Статистика департамента показывает, что это ежегодно 63–65 00 пенсионеров.
Куда же идут они работать, какие сферы деятельности выбирают? Готовы ли работодатели с пониманием относиться к потребностям и возможностям сотрудников в возрасте?
”На мой взгляд, все больше пенсионеров работают в сфере услуг — комментирует Рейли Пуркас, руководитель проектов по отбору персонала CV-Online. — Молодые люди часто не говорят на эстонском или русском, не хотят рано вставать, а работа сотрудника по обслуживанию клиентов в магазинах, почтовых отделениях и подобных местах начинается очень рано. Возраст государственных служащих, бухгалтеров, помощников руководителей, исходя из наблюдений, растет, но это может быть связано с тем, что ожидания зарплаты старшего поколения гораздо ниже, чем у молодых. Однако, исходя из своего жизненного и рабочего опыта, пенсионеры могли бы требовать больше”.
И работа, и спорт
Если оглянуться вокруг, людей в возрасте много в тех сферах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, — это водители автобусов, охранники, продавцы и кассиры, работники почты, дворники, консьержи, уборщицы… Кто-то работал на своем месте задолго до пенсионного возраста, другие же выбрали такое занятие уже получая пенсию.
”Предприятие Tallinna Linnatranspordi Aktsiaselts с пониманием относится к людям старшего поколения, и поэтому мы не препятствуем их желанию продолжать работать после выхода на пенсию. Мы понимаем, что для большинства пенсионеров работа — это не только дело жизни, отказываться от которого они не намерены даже несмотря на возраст, но и возможность дольше оставаться социально активными и обеспечить себе достойную старость”, — говорит председатель правления TLT AS Денис Бородич.
Он отмечает, что именно поэтому на предприятии на самых разных должностях работает 365 человек в возрасте от 64 до 80 лет.
”Разумеется, так как у них у всех разные рабочие обязанности, то и требования к ним предъявляются разные. Каких-то особых рабочих условий для людей в возрасте не предусмотрено, то есть они работают, согласно своему трудовому договору. Если пенсионер приходит в TLT AS, например, на должность водителя автобуса, то он должен предоставить справку о состоянии своего здоровья и иметь права категории D”, — констатирует Денис Бородич.
В компании Express Post, которая занимается доставкой газет, в том числе и газеты ”МК-Эстония”, также трудится много пенсионеров. Самому старшему мужчине — 72 года, самой старшей женщине — 86 лет. В фирме отмечают, что у них более 130 сотрудников старше 60 лет, что составляет 30% всех почтальонов.
”Работа разносчика газет идеальна для тех, кто любит рано вставать, бывать на свежем воздухе, и кто предпочитает работу, во время которой можно получить легкую физическую нагрузку. И действительно, ежедневное движение поддерживает здоровье пожилых работников в отличном состоянии, — подчеркивает менеджер по персоналу фирмы Маарья Катушин. — Express Post предлагает работу на неполный рабочий день — от 1,5 до 3 часов, поэтому каждый сотрудник может выбрать рабочую нагрузку, которая ему подходит”.
Магазины ждут
В супермаркетах тоже часто работают пенсионеры, как на кассе, так и в зале или подсобных помещениях. Например, в Prisma Peremarket AS не ведут статистику по возрасту сотрудников, но работают у них самые разные люди от 16 до 81 года. Менеджер по коммуникациям компании Пирет Ланкотс отмечает, что у них могут работать все, независимо от возраста. В первую очередь учитывают желания и навыки каждого сотрудника, а также определяют его задачи, объем и часы работы.
”В розничной сети Maxima работают примерно 200 пенсионеров, из них больше всего людей в возрасте 68 лет, — рассказывает директор по персоналу Maxima Леа Кимбер. — Заметна тенденция — все больше работников с наступлением пенсионного возраста хотят продолжать работать. Интерес к работе объясняется рядом причин — в первую очередь, разумеется, возможностью получения дополнительного дохода, но также приятным обществом и возможностью профессионального общения. В зрелом возрасте человеку очень важно чувствовать себя востребованным, знать, что его ценят, и вносить реальный вклад в какое-то дело. Все это обеспечивает активная рабочая жизнь”.
Как и прочим работникам магазинов сети, добавляет Леа Кимбер, пенсионерам предлагают бесплатный горячий обед, и людям очень нравится такая инициатива. Также предусмотрены и другие виды поддержки, например, пособие в случае потери близкого человека.
”Кроме того, мы обеспечиваем пенсионерам очень большую гибкость в составлении рабочего графика и выбор посильной для них работы. Например, если пенсионеру тяжело работать, стоя за прилавком, он может выбрать сидячую работу за кассой или посильные задачи в расстановке товаров”, — поясняет директор по персоналу.
В Rimi трудится более 200 сотрудников старше 65 лет, половина из которых занята неполный рабочий день. Самому старшему сотруднику на данный момент 78 лет. По словам менеджера по связям с общественностью Rimi Eesti Food AS Катрин Батс, они не прописывали никаких особых условий для пенсионеров при подборе персонала. В компании оценивают, что может делать работник и с какой нагрузкой, и предлагают гибкость в выполнении обязанностей.
Пенсии не хватает
Что же движет пенсионерами, которые отказываются от заслуженного отдыха и продолжают трудиться? Ведь труд этот, будь то работа кассира в магазине или почтальона, отнюдь не из легких.
Олегу 67 лет, уже четыре года он на пенсии, а сторожем на стоянку устроился еще до выхода на пенсию. Сначала стоял на бирже труда, но ничего подходящего найти не мог. Потом бросил это дело и стал сам искать работу. Так и нашел место сторожа. Работа — сутки через трое, зарплата — ”минималка”. При пенсии 330 евро это существенное подспорье.
”Я 10 лет стажа потерял, когда уезжал на заработки. Хоть и работал в Евросоюзе, но в Эстонии это не учитывается. Пенсия маленькая, денег не хватает, вот и работаю. Супруга еще на пенсию не вышла, а я работаю 24 часа, потом три дня отдыхаю. В это время работаю на даче, поливаю, копаю, крашу, дрова заготавливаю — всегда при деле, — рассказывает мужчина. — А вообще, все мои сменщики — пенсионеры. Так что многие стараются и на пенсии продолжать работать”.
Галина Искакова работает в магазине Maxima два с половиной года, ей 68 лет, и пять последних она уже на пенсии. Работать устроилась не сразу, сначала все-таки вышла на заслуженный отдых, но пенсионных денег не хватало, да и дома сидеть не хотелось, было желание чем-то заниматься, поэтому Галина стала искать работу. Особых проблем с трудоустройством, по словам пенсионерки, она не испытывала, место нашлось быстро, к тому же, недалеко от дома, и сейчас пенсионерку все устраивает.
”Предлагали вакансию уборщицы, когда только искала работу, но мне она не подходит. Я работаю в зале в магазине. Бывает, что тяжеловато тягать товар, но ничего, справляюсь. Я человек еще той закалки — если вышла на работу, надо работать, — констатирует женщина. — Супруг мой тоже пенсионер, но ему здоровье не позволяет работать. А я сколько смогу, продолжу трудиться”.
Лишь бы дома не сидеть
Раисе Уус 72 года. Она признается, что хоть пенсия у нее и не такая большая, но работает она потому, что не хочет сидеть дома и привыкла всегда быть при деле. Раньше пенсионерка работала на трех работах: в одном доме была консьержем, в двух — дворником. Потом из одного дома, где она работала дворником, Раиса уволилась.
”Живу я с сыном, он зарабатывает хорошо, за все платит, так что я живу в свое удовольствие, денег мне хватает, стараюсь откладывать. Дочке помогаю, внучки две у меня, правнук появился — всем стараюсь помочь. Я не понимаю, когда пенсионеры жалуются, что им должны помогать. А молодым кто поможет? Пока есть возможность работать, надо работать. Нам уже не так много и надо, а молодым сейчас самое время жить, куда-то ездить, растить детей, расширять жилплощадь, — считает Раиса. — Целый день сидеть дома — это не по мне. Я всю жизнь работала на двух-трех работах, не любила сидеть дома, хоть у меня муж хорошо зарабатывал”.
Пенсионерка просыпается рано, никогда допоздна не спит. С утра идет в дом, где работает дворником, смотрит, все ли там в порядке, что надо прибрать, подмести. Как закончит, возвращается домой. Потом идет на вторую работу консьержем.
”Меня очень устраивает такой распорядок. Консьержем я сутки поработаю, три дня дома. Когда дома, занимаюсь делами — глажу, готовлю, убираю, очень люблю порядок, езжу на рынок за продуктами. Дворником работать тоже не трудно, я там 17 лет уже. Вот с третьей работы ушла, поняла, что многовато. Да и платят дворникам немного. Но пока здоровье позволяет, буду работать, не буду дома сидеть”, — заявляет женщина.
Общение — это важно
Эви Виноградов работает в Rimi уже пять лет. Она говорит, что ей просто нравится работать, и она очень довольна своей сегодняшней деятельностью в Kolde Rimi. Общение с людьми всегда было страстью Эви, и в магазине она долго работала еще до достижения пенсионного возраста. По словам женщины, общение является важной частью ее жизни, и поэтому обслуживание клиентов в магазине было правильным выбором. Эви подчеркивает, что ценит стабильность. На каждом из своих рабочих мест она работала подолгу, а уходила только тогда, когда для этого была веская причина, например, закрытие бизнеса.
Пенсионеры-почтальоны выбирают свою работу главным образом в качестве прибавки к пенсии, а также в качестве дополнительной физической активности.
”Я пенсионерка и, чтобы немного заработать, решила стать разносчиком газет, — объясняет Вайке из Пярну, работающая в Express Post. — Нравится то, что утром сделал свою работу, и целый день в моем распоряжении”.
Коллега Вайке из Тарту говорит, что работа разносчика газет — небольшая прибавка к пенсии. Кроме того, это утренняя занятость, короткое рабочее время и оплачиваемая ”ходьба с палками”. А также такой труд помогает тренировать память.
”Почему несколько лет назад я выбрал работу разносчиком газет? Эта работа с частичной занятостью очень подходила мне, оставляя время на занятие по моей специальности. Также очень полезными для здоровья показались прогулки на свежем воздухе, каждый день, в любую погоду”, — замечает Реедик из Таллиннского отделения Express Post.