Поездка на спецтранспорте обернулась для инвалида переломом: как работают инватакси
Люди с недостатком здоровья, как сейчас принято называть инвалидность, не всегда могут самостоятельно добраться из точки А в точку В, поэтому для этого существуют услуги инватакси. К сожалению, обычная поездка на таком транспорте из школы закончилась для Алены переломом ноги, и ее мама считает, что водитель должен был проявить больше внимания к своим особенным пассажирам, пишет "МК-Эстония".
Даже у клиентов обычных такси часто возникает вопрос, чем еще должен заниматься водитель помимо того, что просто довезти человека в целости и сохранности до пункта назначения. Обязан ли он, допустим, помочь загрузить багаж в машину или усадить ребенка? С пассажирами-инвалидами все еще сложнее.
Частенько таким людям не то, что сесть в машину или выйти из нее, преодолевая ступеньку, тяжело, но и даже спуститься из дома и дойти до этого автомобиля без посторонней помощи могут не все. Что уж говорить о сложности пассажиров на инвалидной коляске, с ходунками, тростью или другими вспомогательными средствами, которые сам пассажир не может загрузить в автомобиль. И не всегда понятно, в каких ситуациях водитель инватакси обязан помочь пассажиру, а в каких нет.
Упала, очнулась, гипс
О том, что Алена не такая, как остальные дети, родители узнали, когда пришло время идти в школу. Родилась она здоровенькой, ходила в обычный детский сад, и в раннем детстве, как казалось окружающим, девочка была абсолютно обычным ребенком. А когда пришло время учиться читать, писать, родители поняли, что что-то не так. Сейчас у Алены 100% инвалидность. Ей поставили диагноз тяжелая умственная отсталость, или F72. Как объяснили врачи, развитие девушки, которой уже 30 лет, соответствует возрасту пятилетнего ребенка.
”С 2017 года мы ходим в спецшколу на улице Малева. Туда и обратно нас возит инватранспорт Termak, в восемь утра автобус забирает ее с остановки, в половине пятого — в пять привозит обратно. Водитель Володя, который возит нас в школу, очень внимательный! И дверь откроет, и поможет всегда, — рассказывает мама Алены Валентина. — А тот, который вез нас 5 апреля из школы, всегда ведет себя отстраненно, помощи никогда не предложит”.
В тот день спецавтобус, как обычно, остановился на остановке, на которой Валентина встречала дочь. Обычно Алена просит маму подать руку, но тут и сказать ничего не успела — встала на ступеньку и упала. То ли оступилась, то ли ногу подвернула, неизвестно. Но девушка, можно сказать, просто выпала из автомобиля на тротуар. Алена жалуется, что было очень больно.
”Она вывалилась как мешок на меня, — вспоминает Валентина. — У автобусов очень узкие порожки. Дочка ноги елочкой ставила, и, видимо, нога соскользнула. Водитель даже не вышел, чтобы помочь нам подняться, захлопнул дверь и уехал, когда мы еще сидели на траве, а дочь кричала, что ей больно. Кое-как мы доковыляли до дома и уже оттуда вызвали скорую”.
С 5 апреля Алена на больничном, все время дома, у нее перелом ноги и трещина в кости. Сейчас, по словам мамы, она хотя бы по квартире немного ходит, гипс уже сняли, а до этого все время только сидела или лежала.
”Я не говорю, что Алена упала из-за него, но водитель возит детей-инвалидов, полный автобус. Я считаю, водитель, который оставил ребенка в такой ситуации, не может работать с инвалидами! Хочу, чтобы родители знали, кто возит наших детей-инвалидов. Никто даже не извинился! Я писала письмо в Termak, чтобы его наказали, звонила несколько раз. Ответ был таков — нет водителей”, — констатирует Валентина и показывает ответ фирмы Termaki Autopargi AS.
В этом ответе Тийт Пярн, руководитель компании, говорит, что, согласно объяснительной водителя, Валентина сама принимали у дверей автобуса дочку, и в этой ситуации водитель не должен помогать, так как Валентина — сама ходячий человек. Также, по словам водителя, он уехал, когда увидел, что мама с дочкой встали и пошли. Тийт Пярн выразил сожаление по поводу инцидента, но возмещать расходы, связанные с лечением девушки, фирма не намерена.
Ответственность встречающего
Так что же входит в обязанности водителя инватранспорта? Когда он должен помогать инвалидам, а когда его обязанности ограничиваются вождением машины?
”85% наших клиентов — это дети с ограниченными возможностями, и у них должен быть как встречающий, так и провожающий. Провожающий сажает ребенка на указанное место и пристегивает ремень безопасности, а водитель автобуса проверяет, что ребенок пристегнут. В случае с инвалидной коляской водитель помогает разместить ее в автобусе, крепит коляску к полу и проверяет, чтобы ребенок в инвалидном кресле был пристегнут, — объясняет Тийт Пярн. — Когда автобус приезжает в конечный пункт, водитель отстегивает ремень безопасности ребенка, а встречающий забирает ребенка из автобуса”.
Руководитель Termaki Autopargi AS добавляет, что водитель следит за тем, что происходит в салоне во время поездки. При необходимости он останавливает автобус и призывает детей к порядку, а также, если нужно, вызывает скорую помощь.
Пярн отмечает, что встречать кого-либо у порога или провожать до квартиры водитель не обязан, это должен делать ответственный за ребенка человек — встречающий или провожающий.
В Таллинне инватранспорт предоставляет также фирма AS Tulika Takso, которая оказывает услугу инватакси инвалидам, передвигающимся без помощи коляски. Анне Ребане, член правления фирмы, говорит, что их сервис включает в себя не только саму услугу извоза.
”Водитель Tulika Takso помогает инвалиду дойти с первого этажа дома до автомобиля и от автомобиля до первого этажа здания, если это необходимо. Также он помогает пассажиру сесть в такси, сложить и убрать в багажник вспомогательные средства, а потом достать их и разложить. Помимо этого, водитель помогает инвалиду пристегнуться”, — отвечает Ребане.