МНЕНИЕ | Вахур Кооритс: корруптивная и алчная Центристская партия Эдгара Сависаара вернулась
Корруптивная, неэтичная и жадная до власти Центристская партия, какой она была при ее создателе Эдгаре Сависааре, снова с нами.
Во вторник, 14 мая, в Рийгикогу произошло нечто, что шокировало даже опытных политиков. Канцлер права попросила лишить депутатской неприкосновенности обвиняемого в посредничестве при даче взятки центриста Калева Калло, но тот обратился к соратникам с просьбой защитить его от суда.
"Прошу сегодня возможности сосредоточиться на работе в должности, на которую был избран. К сожалению, нахожусь в центре этого судебного процесса уже три года и восемь месяцев. Это было напряженное время, неизбежно влияющее как на человека и его семью, так и на работу. Жители Эстонии доверили мне стать депутатом парламента, и я хочу, чтобы моей важнейшей задачей было их представлять и работать во имя развития Эстонского государства", - сообщил Калло коллегам.
В итоге депутаты от Центристской партии и EKRE и не поддержали лишение неприкосновенности, отсутствовали либо не голосовали. Так как подобный вопрос требует 51 голоса «за», то неприсутствие было сродни голосованию "против". И лишь с большой натяжкой, голосами реформистов, социал-демократов и "отечественников", которых набралось в сумме 52, решение о снятии депутатского иммунитета с Калло и отправке его вновь под суд было принято-таки парламентом.
Циничная политика
Попытка защитить Калло — это знак того, что какое-то время пытавшаяся очистить свой имидж Центристская партия возвращается к циничной политике времен Эдгара Сависаара. Свалив "носорога", Юри Ратаса сотоварищи старались заниматься политикой более чисто и честно, но все равно получили на выборах шокирующее поражение. Хорошие мальчики во власть не проходят, сочли центристы и вспомнили трюки прошлой эпохи. Первым из них стало нарушение данного перед выборами обещания не вступать в коалицию с EKRE.
На самом деле дух Сависаара проявился в делах Центристской партии еще раньше. Когда шло принудительное объединение самоуправлений в ходе административной реформы, то для города Локса было сделано партийное исключение, потому что он находится под полным контролем центристов, но крупная объединенная волость такой, очевидно, уже не была бы.
Однако исключение было сделано и для Калло.
Когда в прошлом году депутатам городского собрания Нарвы из числа центристов предъявили подозрение в совершении преступления, то Ратас потребовал остановить их полномочия и отозвать с руководящих должностей в городских структурах. Еще в 2015-м году Калев Калло стал подозреваемым в содействии получении взятки и отправился за это под суд. Ратас защитил Калло и дал ему хорошее место в избирательном списке, благодаря чему собравший очень небольшой урожай голосов избирателей центрист и попал в парламент. (Калев Калло получил 289 голосов, меньше всех в нынешнем составе Рийгикогу — прим.ред.)
Почему же Ратас защищает Калло, хотя его судят по обвинению в коррупционном преступлении? Ответ, очевидно, кроется в предъявленном ему обвинении. Калло обвиняется в посредничестве при даче взятки, а бизнесмен Хиллар Тедер — в совершении запрещенных пожертвований Центристской партии в крупных размерах и содействии принятия пожертвования. Если кратко, то Калло обвиняют в организации незаконного финансирования Центристской партии.
Именно на незаконном финансировании партии политики теряют чувство гордости и стыда. Вопрос не столько в имидже партии, сколько самих политиков. Процесс над Эдгаром Сависааром по делу о взятках касается взяток, которые были даны или их обещали дать в течение короткого времени в 2014-м году.
Следует задуматься о реноме
Коррупционный «процесс Сависаара» относится именно к делам Таллиннской мэрии. Многие центристы занимали высокие позиции в городском управлении, в том числе сам Ратас и нынешний министр экономики Таави Аас. Им следует подумать о своем имидже, а также о казне партии, которой угрожает очередное взыскание в пользу госбюджета в случае разоблачения нового скандала с теневым финансированием.
Как было сказано, Калло не спасся, его следующее судебное заседание назначено на 16-е июня.
Некогда руководившие свержением Сависаара политики все больше сами становятся на него похожи. Для Сависаара никогда не была важна правда, он говорил то, что было нужно, чтобы достичь желаемого. И Юри Ратас вместе с несколькими товарищами ведет себя точно так же. Ратас скажет все, что, по его мнению, от него хотят услышать. Когда эти слова входят во все более кричащее противоречие с действительностью, то мы должны, как полагает Ратас, сконцентрироваться именно на его словах.
Когда какой-нибудь политик от EKRE снова говорит что-либо невероятное, то Ратас отвечает, что в коалиционном договоре написано по-другому. Председатель EKRE Март Хельме об этом договоре высказался так: "Коалиционный договор может это утверждать, но в принципе в коалиции имеется также соглашение, что если по какому-либо вопросу нет консенсуса, то эти шаги не предпринимаются. Если мы не согласны — то ничего не будет".
Разумеется, Ратас сможет и на это найти какой-нибудь округлый ответ.
Нынешняя Центристская партия отличается от сависааровской в одном. Сависаар все-таки мог доминировать в политической повестке, а нынешние центристы на это не способны, они лишь беспомощно плетутся в хвосте у EKRE.