Надо отметить, что Сергей эстонским не владеет. Да и на русском языке после инсульта тоже говорит очень плохо. Во время визита журналиста общение происходило так: журналист задавал вопрос, а Сергей печатал ответ на компьютере.

Тем не менее, судебный исполнитель потребовал от него, чтобы тот написал заявление на эстонском, иначе деньги не вернут. Сергей написал, как мог, при помощи интернет-переводчика, однако из бюро судебного исполнителя ему ответили, что нужны еще документы, доказывающие, что его доходы не подлежат аресту.

Подарок ко дню рождения

”Я — ветеран афганской войны, — говорит, точнее, пишет мужчина. — Здоровье пошатнулось более 20 лет назад — я попал в аварию. А потом случился и инсульт. В общем, все эти годы я получаю пенсию по инвалидности. Но на нее не прожить, поэтому я занялся попутно бизнесом.

У меня была своя мастерская по ремонту компьютеров. Для развития нужны были средства, и я взял кредит в Bondora. Исправно платил его год, а потом у меня случился второй инсульт, мастерскую пришлось закрыть, пошли долги, а я даже не мог выйти на улицу. Фирма тем временем подала на меня в суд. Потом мне пришло письмо от судебного исполнителя”.

В феврале у Сергея день рождения, и Таллинн ему, как и всем инвалидам и пенсионерам, перевел пособие в 100 евро. Из банковской выписки мужчины видно, что судебный исполнитель снял сначала это пособие, а потом и всю пенсию по инвалидности.

Сергей написал письмо с просьбой вернуть деньги, но получил из бюро ответ, что есть Закон о языке, поэтому судебный исполнитель отказывается отвечать на письма на иностранном языке.

”А потом пришло письмо от Bondora, что они получили от меня 90 евро, — добавляет Сергей. — Хотя судебный исполнитель снял в общей сложности за три раза 472 евро. Куда он девал остальные деньги? Положил себе в карман?”

Сергей перевел кое-как свою претензию на эстонский, скопировал туда несколько строк из своей банковской выписки и отправил судебному исполнителю. На что получил ответ с указанием параграфов и требованием прислать доказывающие доходы документы.

”Все по закону”

Судебный исполнитель Марек Лаанеметс на запрос ”МК-Эстонии” ответил, что подробно прокомментировать ситуацию ему запрещает закон. Поэтому он может только в общем сообщить, что после ареста банковского счета должник имеет право в течение трех рабочих дней написать заявление и попросить судебного исполнителя аннулировать арест и вернуть ему деньги. Если это доходы, которые аресту не подлежат.

”Должник обязан (!) информировать судебного исполнителя обо всех доходах, которые не подлежат аресту, и доказывать это соответствующими документами, — подчеркивает Марек Лаанеметс. — При этом нужно представить оригинал документов, то есть либо банковскую выписку с печатью учреждения, либо с цифровой подписью банка”.

К доходам, которые нельзя арестовать, относятся социальные пособия. Но чтобы доказать судебному исполнителю, что он арестовал то, что арестовывать нельзя, вам нужно запастить временем, терпением и выписками с банковского счета. И знанием эстонского языка. Причем нужно успеть это все сделать в течение трех рабочих дней.

”Судебный исполнитель переводит деньги кредитору в течение десяти рабочих дней с момента их поступления”, — добавляет Марек Лаанеметс. Так что вполне может статься, что деньги или вернут Сергею, или же переведут кредитору, и 90 евро из 472 — еще не окончательная сумма.

Ну и конечно, вишенка на торте, которой заканчивается любое письмо от судебных исполнителей: если вы недовольны действиями судебного исполнителя, вы можете подать жалобу на своего судебного исполнителя своему судебному исполнителю.

Сделать это нужно в течение 10 дней начиная с того момента, как вы считаете, было неправомерное деяние или как вы о нем узнали. Это делается письменно и в свободной форме, но вы должны указать, кто жалуется, по какому делу (номер дела, данные должника или кредитора), каким именно действием недовольны и почему и что от судебного исполнителя конкретно хотят.

Это можно сделать как на бумаге, так и по интернету, но с цифровой подписью. И, конечно, на эстонском языке.

И выходит, что роковую роль в этой ситуации сыграло пособие от города. Его, к сожалению, нет в списке доходов, на которые нельзя накладывать арест. Судебный исполнитель увидел, что на счету должника ”много денег”, а так как у них нет полного обзора, откуда эти средства и что это за деньги (пособия или нет), то он их и снял.

”Но все равно, — считает Сергей, — могли бы и по-человечески подойти к ситуации и учитывать, что не все пенсионеры и инвалиды знают эстонский. И не все могут выйти из дома, чтобы пойти к переводчику или в бюро исполнителя”.

Хорошая работа, приличная зарплата

Судебные исполнители тем временем рапортуют о хорошей работе: в прошлом году они успешно разрешили порядка 95 000 исполнительных дел. И по оценке Палаты судебных исполнителей и банкротных управляющих, 2018 год был для них успешным.

По словам канцлера Палаты судебных исполнителей и банкротных управляющих Кристи Хунт, в 2018 году в производство было взято 94 920 новых исполнительных дел и закрыто с положительным для взыскателя решением 94 787 дел.

В основном это были штрафы от государства, дела, связанные с ипотекой, и алименты. И судебные исполнители считают, что для разрешения дела важно сотрудничество между ними и должником: чем активнее вы будете принимать участие в деле и регулярнее платить, тем в меньшую сумму в итоге обойдется вам долг. А если прятаться и уклоняться, то за счет процентов долг может вырасти до астрономической суммы и закончиться продажей вашей недвижимости и другого имущества.

В прошлом году при помощи электронного аукциона (oksjonikeskus.ee) прошло 6900 торгов по принудительной продаже движимого и недвижимого имущества. Причем были и торги, которые начались со стартовой цены 400 000 евро и завершились продажей по цене 1,6 млн евро.

О том, что судебные исполнители активно работают, говорит и тот факт, что у некоторых зарплата может достигать и 22 000 евро в месяц. Хотя большинство все же получает куда меньше. Сейчас в Эстонии трудятся 44 исполнителя, и самые хлебные места, разумеется, в столице.

Для консультирования в Палату в прошлом году обратилось порядка 6000 человек — 4000 письменно и 2000 лично. И до недавних пор все было хорошо: люди получали консультацию и оставались более-менее довольны.

Однако на прошлой неделе произошел беспрецедентный случай, когда на работницу Палаты напал зарегистрировавшийся на прием посетитель, который избил ее кулаками, монитором и клавиатурой. Когда полиция прибыла на место происшествия, мужчина уже скрылся, но им его личность известна. Ему грозит до года тюрьмы.

Судебные исполнители осудили нападавшего, мол, платить долги — это дело чести, и если сам в долг брал, то сам эту проблему и решай, и насилию тут не место.

P.S.

После выхода статьи в печатной версии ”МК-Эстонии”, Сергей, с помощью газеты, написал ходатайство на эстонском и прикрепил выписку со счета, где видно, что весь его доход — это пособия.

Из бюро судебного исполнителя через два дня пришел ответ, что деньги вернут, как только банк снимет арест со счета. И правда, через неделю после письма деньги все же вернули. Но не все.

А на следующий рабочий день после письма Сергею пришло ходатайство от судебного исполнителя в Кассу по безработице, в котором он просил перед выплатой пособия мужчине накладывать арест на часть денег и отправлять судебному исполнителю. То есть, получив выписку со счета, судебный исполнитель понял, что доходы Сергея арестовывать нельзя, но при этом есть пункт закона, который позволяет в некоторых случаях арестовывать часть от них.

А именно: если ваши доходы составляют только те поступления, которые по закону арестовывать нельзя, то судебный исполнитель может после вычета прожиточного минимума наложить арест на 20% от остатка суммы.

Так произошло и с Сергеем. Если Касса по безработице удовлетворит требование судебного исполнителя, то отныне инвалид будет каждый месяц получать на 32 евро меньше. И получается, что судебный исполнитель одной рукой вернул деньги, а другой — забрал.

Ход расчетов

Формула: (ваш доход — 215 евро) / 5 = сумма, которую можно арестовать
Например, если ваш доход составляет 300 евро, то мы вычитаем оттуда 215 евро (прожиточный минимум в 2019 году), остается 85 евро. И 20% от 85 евро составляют 17 евро. То есть судебный исполнитель может арестовать 17 евро даже с вашего мизерного дохода в 300 евро и забирать каждый месяц их в счет погашения долга.

Поделиться
Комментарии