С каждым годом совершается все больше преступлений сексуального характера против детей
Недавний случай, когда выяснилось, что отец годами насиловал трех своих маленьких дочерей, шокировал многих. Однако полицейские заверяют, что, увы, это – далеко не единственная подобная ситуация. И в 80% случаев педофил – кто-то из своих: отец, дядя, отчим, дедушка или другой родственник. Что же нужно знать родителям детей и какие признаки могут указывать на то, что ребенка сексуально используют? Выясняла "МК-Эстония".
По данным Департамента полиции и погранохраны, только в Пыхьяской префектуре в 2017 году было зарегистрировано 80 контактных преступлений сексуального характера против несовершеннолетних, в 2018 году — 99. Всего же по стране их было аж 505!
Но самое страшное: каждое десятое контактное сексуальное преступление по отношению к несовершеннолетним совершал отец или отчим.
”Ребенок не обо всем говорит”
Руководитель группы по защите детей и борьбе с сексуальными преступлениями криминального бюро Пыхьяской префектуры капитан полиции Реймо Райвет подчеркивает, что опасности могут подстерегать детей не только на улице и в интернете, но и дома.
”Обычно в таких случаях педофил — это мужчина, отец, отчим или близкий родственник в возрасте 25–45 лет, — отмечает специалист, чей отдел раскрыл сотни таких преступлений. — Но это фактически может быть любой мужчина в возрасте от 18 до 80 лет, который вхож в семью. Были случаи, когда насильнику детей было 77–78 лет. То есть это был уже дедушка”.
Многие думают, добавляет он, что родной отец не станет такое делать со своим ребенком. И чаще грешат на отчимов. Но, хоть и часто встречаются случаи, когда педофилы специально ищут конкретно женщин с детьми, все же родные отцы — тоже не святые.
”Так что вопрос не в том, родной ребенок или нет, — подчеркивает Реймо Райвет. — Вопрос в психике человека. Если его возбуждают дети, то кровные узы обычно не становятся препятствием”.
И тут важно слушать своего ребенка. Ведь обычно, если что-то происходит не то, он пытается обо всем сказать маме или другому родственнику. И нужно этот момент не упустить и не отмахнуться от него в бытовухе и суете.
Самое главное: если ребенок говорит вам о том, что папа, отчим, дедушка или кто-то еще делал с ним странные вещи, то не нужно самим начинать расследование и пытаться выводить человека на чистую воду.
”Педофилы всегда находят объяснения своим поступкам, — подчеркивает Реймо Райвет. — Они могут говорить, что ребенок напридумывал это все. Или не так понял. И многих женщин такие объяснения устраивают. Они успокаиваются. А насилие над ребенком продолжается”.
Самое страшное: после того, как он рассказал все маме, а она поверила не ему, а педофилу, у ребенка появляется ощущение, что его никто не может в этой ненормальной ситуации защитить. И последствия могут быть ужасны.
Сложная работа
Психологи и психиатры отмечают, что ребенок, переживший насилие, и в 11–12 лет может хорошо помнить то, что с ним делали в 5–6.
”Это все сидит у него в голове и мешает жить, — подчеркивает Реймо Райвет. — И когда это случайно выясняется, и с ребенком начинают работать специалисты, они поражаются, как четко он может помнить все детали того, что произошло много лет назад. И он еще долго будет помнить, возможно, всю жизнь”.
Полицейские отмечают, что непроработанные психические травмы могут потом приводить к повторению преступлений — уже с детьми жертв.
”Самое печальное: в основном люди, даже если и узнают о том, что кто-то из их родственников сексуально использует их ребенка, не обращаются в полицию, — констатирует Реймо Райвет. — Они считают, что это чисто семейное дело. И все это продолжается в итоге годами”.
Часть женщин не идут писать заявление потому, что материально зависят от педофила. Хотя, подчеркивает специалист, если на одной чаше весов ребенок, а на другой — деньги, то всегда нужно выбирать ребенка и защищать его.
Некоторые женщины не верят своему ребенку, который приходит к ним, чтобы его защитили. И не хотят верить.
Если же женщина с ребенком в разводе, и вдруг на горизонте появляется мужчина, который хочет строить с ней отношения, то многие, вместо того, чтобы подойти к делу здраво, хватаются за него и закрывают порой глаза на многие странные вещи.
”Конечно, сейчас есть Закон о защите личных данных, и не всегда все можно узнать при помощи интернета, — соглашается Реймо Райвет. — Но если очень нужно узнать, можно найти информацию. Да, вы не будете каждому новому ухажеру говорить, чтобы он пришел на свидание со справкой из Регистра наказаний. А отличить педофила от нормального мужчины достаточно тяжело”.
Например, добавляет он, если мужчина больше интересуется ребенком, а не женщиной, и все строится вокруг него, то уже есть весомый повод насторожиться. Особенно если мужчина хочет спать в одной комнате не с женщиной, а с ребенком.
”Поводы для этого могут быть разные, — говорит специалист. — Например, мужчина говорит, мол, ты рано встаешь, а я не хочу так рано вставать, поэтому пойду-ка я спать в другую комнату. Или что-то вроде этого. Мы все — умные люди и прекрасно все видим. Просто не все хотят осознавать реальные причины происходящего”.
Как распознать?
Если ребенок попытался вам рассказать, но вы не услышали, то есть еще несколько признаков, которые могут сигнализировать, что что-то не так. Понять многое можно по эмоциям и поведению.
Например, если ребенок ведет себя очень эмоциально, можно спросить: ”Что случилось? Что тебе мешает? Я вижу, что что-то не так…”
”Но если у вас хорошие отношения, дети вам скажут, — заверяет специалист. — Чем больше вы в семье общаетесь между собой, тем лучше”.
Если вы знаете своего ребенка и часто поддерживаете его в сложных ситуациях, вы быстро поймете, что что-то происходит.
Еще один сигнал — ребенок может начать совершать различные правонарушения, что тоже говорит о том, что ему плохо.
”Дети же не рождаются плохими, — подчеркивает Реймо Райвет. — Их такими делают взрослые — тем, как воспитывают или, наоборот, не воспитывают, по незнанию или даже глупости”.
Еще один аспект: например, после развода ребенок какое-то время проводит у второго родителя, который живет отдельно. И первый родитель видит, что ребенок оттуда возвращается взвинченный, какой-то сам не свой, и боится, что что-то там такое нехорошее происходит. Но никак не узнать: ребенок молчит или говорит, что он не хочет больше туда идти, а самому тоже не выяснить.
”После развода многие родители воспринимают ребенка как инструмент, чтобы насолить другому родителю, — констатирует Реймо Райвет. — Не умея справляться со своими эмоциями, они рассказывают про него плохие вещи, настраивают ребенка против родителя. Иногда ребенок даже не имеет права звонить в эту неделю второму родителю, потому что ”это же мое время!” И слова ребенка: ”Я не хочу идти к папе” вполне могут исходить из желания сделать приятное маме, которая к папе, насколько ребенок знает, очень плохо относится и не скрывает этого”.
Ситуация, когда ребенок одну неделю живет в одном месте, например, у мамы, а другую — в другом месте, например, у папы, он считает не совсем нормальной. Потому что у ребенка нет дома.
”Вы попробуйте сами пожить неделю в одном месте, а через неделю — в другом, и потом снова в первом, — говорит он. — Пусть тогда мама или папа живут у ребенка, и место жительства их чада не меняется. Это очень тяжело для психики и этим и может объясняться нежелание ребенка опять собирать вещи и куда-то переезжать”.
Что же касается подозрений второго родителя в педофилии, то специалист подчеркивает: педофилами после развода не становятся.
”Если вы какое-то время жили вместе, то еще тогда могли бы заметить, что что-то не так, — говорит он. — Педофилы всегда педофилы. И к нам часто приходят женщины, которые после развода стали подозревать бывшего мужа во всех смертных грехах. В том числе и педофилии. К счастью, 50% подозрений все же не подтверждается. Но вместо того, чтобы успокоиться и порадоваться, что с их ребенком никто ужасных вещей не делает, некоторые расстраиваются: им-то нужна справка для суда! И это очень печально…”