У монополиста в столице — порядка 23 000 клиентов, и 500 недовольных — это всего пара процентов от общего числа. Почему же остальные люди не активны? Неужели они не хотят получить обратно свои деньги?

”Пойдемте с нами”


Председатель правления Центрального союза квартирособственников Эстонии Прийду Пярна отмечает, что если КТ хочет подать требование и присоединиться к этому масштабному делу, то в первую очередь им нужно вычислить, сколько они потратили на воду за последние три года. А также КТ должно быть готово нести сопутствующие расходы на судебное производство.

”Пока что их сложно спрогнозировать, — добавляет Пярна, — потому что мы не знаем, может, все удастся решить и мирным путем в ходе переговоров. А может, придется обращаться в суд. Но первый шаг — это переговоры с Tallinna Vesi, и предварительные расходы на юридическую помощь составят около 10 000 евро”.

На эти деньги закажут анализ ситуации в юридической фирме, чтобы выяснить, сколько и с какой формулировкой можно было бы потребовать, а потом пригласят Tallinna Vesi за стол переговоров, чтобы убедить, что проще вернуть деньги мирно, без суда. Если это не поможет, то следующий шаг — коллективный иск в суд.

С учетом того, что, по последним данным, присоединилось порядка 500 заинтересованных в том, чтобы вернуть свои деньги — и преимущественно это КТ, то получается в районе 200 евро на нос. Однако это лишь предварительные расчеты. И может присоединиться больше народу, тогда и расходы снизятся. Но, с другой стороны, если переговоры не помогут и придется обращаться в суд, то дело не обещает быть простым, и неизвестно, какими тогда будут издержки.

Прийду Пярна отмечает, что после переговоров можно будет оценить дальнейшие перспективы. Но дело осложняется тем, что именно на истцов ложится бремя доказывания, что фирма брала с них за воду больше положенного. И на сколько именно.
”Однако в случае коллективного требования расходы нести легче, — добавляет нотариус Пярна. — И за этими 500 КТ стоят тысячи собственников квартир”.

По его оценке, пока что сложно высчитать, на сколько процентов вода была дороже реальной стоимости. И сколько тому или иному товариществу можно было бы вернуть переплаченных денег.

”Предположительно, это в районе 25% от уплаченных сумм”, — говорит Прийду Пярна.
То, что нет никакой конкретики касательно суммы судебных издержек, пугает многих. Равно как и никаких гарантий, что деньги удастся вернуть. Отсюда, возможно, и небольшое число присоединившихся. Но Прийду Пярна говорил в СМИ, что нужное количество желающих, которые покрыли бы расходы, уже есть. И лично он просто представляет интересы собственников, хотя и не исключает, что потом ”союзу капнет какой-то процент”.

Так что если вы тоже захотите присоединиться, то для этого не нужно входить в данные организации, а нужно лишь отправить свое пожелание присоединиться к требованию по электронной почте omanikud@omanikud.ee или ekyl@ekyl.ee

”Вопрос открыт”


В Tallinna Vesi убеждены, что тарифы на воду были справедливыми, и не считают требование обоснованным.

”Цена на воду у нас среди десятков других водоканалов по всей стране — одна из самых низких, — заверяет пресс-секретарь Tallinna Vesi Элийз Венник. — К тому же мы все эти годы предлагали своим клиентам очень качественную услугу. И хотя может показаться, что очистка воды и сток канализации — это очень простые услуги, для оказания которых практически ничего не надо делать, подача чистой воды, которая соответствует всем требованиям, увод канализации, ее очистка требуют очень много усилий и расходов, из которых и состоит цена на воду”.

И, добавляет она, если посмотреть на стоимость других товаров и услуг за последние девять лет, то видно, что цена на воду — одна из немногих, если не единственная категория, которая за все эти годы не выросла. И если сравнить стоимость воды с другими расходами по дому, то очень быстро станет ясно, что вода постоянно — одна из самых дешевых коммунальных услуг.

Пока не согласовали новый тариф на воду, для клиентов расчеты идут по ценам, которые были одобрены еще в 2010 году договором между городом Таллинном и фирмой Tallinna Vesi. Сейчас фирма активно решает с Департаментом конкуренции вопрос по поводу новых тарифов, которые бы соответствовали методике департамента. Когда начнут действовать новые тарифы — пока неизвестно. И какими будут после этого цены на воду — тоже еще открытый вопрос.

Что считают председатели?


А председатели считают деньги. То есть теоретически можно было бы присоединиться, если это не выльется в огромную сумму и дом не увязнет в непосильных расходах.

Председатель КТ Ангерья, 7 Любовь Саарму отмечает, что можно пойти в этот крестовый поход, но только если это не будет стоить бешеных денег.

”И так нас, получается, надули, так еще и платить дополнительно надо, — рассуждает она. — Если судебные расходы выльются в небольшую сумму, примерно 20 евро, я еще согласна. И если подпись где-то поставить, тоже”.

Ее дом, типичная ”хрущевка” в Пыхья-Таллинне, платит за воду 360 евро в месяц. За три года получается порядка 12 960 евро. И если удастся доказать, что монополист брал лишнее в размере аж 20%, то это составит порядка 2500 евро. А если 25% — то еще больше. Но бремя доказывания ложится на товарищества, и это бремя может быть очень дорогостоящим.

Председатель правления КТ ”Масти”, куда входит 17 больших многоквартирных домов в Ласнамяэ, Елена Соловьева говорит, что у них в товариществе никто ни разу не поднимал этот вопрос, и правлению не предлагали этой темой заниматься даже гипотетически.
”Мое личное мнение: формулировка Госсуда ”тарифы могли быть необоснованно завышены” сразу указывает на то, что у тех, кто будет подавать иск, впереди очень-очень длинный путь. Дорогу осилит идущий, но суды и так дело долгое, а в этом случае все как-то ”вилами по воде писано”, — считает председатель. — Оценить судебные расходы на этом пути я не берусь, поэтому не могу назвать это отпугивающим фактором. Решившимся могу пожелать упорства и успеха. А я лично не вижу за темой коллективного иска ничего, кроме перспективы хорошо оплаченной занятости для кого-то на продолжительный период. Может, я цинична, вроде намерения-то очень благие, но мне это так видится”.

В общем, отмечает она, приятно, что Госсуд остановил ”шаловливые ручки”, выгребавшие деньги из карманов потребителей, но слабо верится, что эти ручки отдадут ”необоснованно

Поделиться
Комментарии