На самом деле, судя по данным агентства Eurostat, институт брака в Европе потихоньку уходит в прошлое. С 2000 по 2016 год количество рожденных вне брака детей выросло на 15%.

В зависимости от общества

Во многом такие отношения связаны с традиционным укладом жизни той или иной страны. Причем во многом это зависит от уровня религиозности. Чем сильнее религиозные традиции в обществе, тем трепетнее люди относятся к регистрации своих отношений.

Эстонию сложно назвать религиозной страной. Опять же, исходя из статистики, у нас лишь 16% населения верят в Бога и считают себя религиозными людьми. Для сравнения, в той же Греции 71% населения является верующими людьми.

Такая атеистичность сказывается и на взаимоотношениях. Люди не спешат регистрировать свои отношения, но даже если до загса и доходят, то каждый второй брак в нашей стране распадается.

”Брак вообще не панацея, — говорит психолог Ольга Пахомова. — Эти отношения были придуманы скорее для создания некой иллюзии стабильности. Хотя на самом деле официально оформленные отношения никак не повлияют ни на чувства, ни на стабильность. Вы не можете дать гарантии того, что чувства будут длиться вечность. Точно так же невозможно заставить полюбить по принуждению”.

Психолог Дмитрий Листопад добавляет, что вообще такое узаконивание отношений во многом связано с традициями, принятыми в обществе.

”И, конечно, еще и с тем, насколько общество вообще чувствительно к таким вопросам, — продолжает психолог. — Ведь, например, с точки зрения церкви, все невенчанные пары живут во грехе, независимо от статуса их отношений. И получается, что дети уже рождены в грехе. Но несчастными их делает отнюдь не статус, в котором они рождены, а отношения между родителями”.

Оба психолога подчеркивают, что необходимость официальной регистрации отношений лишь опосредованно влияет на психологическое состояние пары. Если социуму важен зарегистрированный статус пары, то свободный брак может повлечь за собой массу неприятностей: происходит стигматизация, на таких людей вешают ярлыки, и детям приходится несладко. Но, как уже говорилось, Эстония является весьма свободной страной, и количество свободных браков, а также детишек, рожденных в таких отношениях, тут велико.

С точки зрения психологии, статус пары никак ни на что не влияет. Куда важнее отношения людей, что напрямую сказывается и на детях.

Однако у юристов куда более прагматичный подход. Даже официальный брак может преподнести множество сюрпризов.

Повышенные обязательства

”Официальному браку сопутствуют некоторые обязанности, ограничения, имущественные последствия, которые могут выясниться через годы или десятки лет, — комментирует присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex. — По сути, это как торжественное обещание заботиться друг о друге и о семье. Не все готовы давать такие обещания и принимать обязанности. Да и выгодны они только более слабой стороне. Люди сначала хотят попробовать отношения без обязательств. Если все складывается удачно и ничего больше не пугает, то они часто заключают брак, иногда уже и имея совместных детей”.

Кроме того, необдуманные и поспешные союзы могут привести к большим проблемам. Например, брак не удавалось расторгнуть из-за того, что супруг живет в другой стране и его адрес не известен. Супруга уже годами может жить с другим мужчиной, иметь с ним общих детей, желать заключить с ним брак, но это не получается, так как предыдущий брак не удается расторгнуть.

”При этом имущество, приобретенное во время брака, считается общим, — добавляет Евгений Твердохлебов. — То есть если женщина, формально состоящая в браке с отсутствующим иностранцем, но фактически живущая и имеющая общих детей с местным мужчиной, захочет приобрести, например, общую квартиру или машину, то одна доля будет принадлежать местному мужчине, а вторая доля — женщине и ее иностранному супругу совместно”.

Но брачные отношения и все нюансы их оформления — это отдельная тема. Сейчас попробуем рассмотреть опасности свободного брака, ведь Эстонию сложно назвать религиозной страной, поэтому количество незарегистрированных союзов, в которых растут дети, тут можно назвать рекордным. По крайней мере, по странам Балтии мы занимаем уверенное первое место.

Пока все хорошо, проблем нет. Но что делать, если пара распалась? Как доказать отцовство, если изначально в этой графе был поставлен прочерк? А если отец ребенка много лет не платил алименты и отказывается признавать свой статус? После распада отношений приходится искать ответы на очень многие вопросы и решать ряд проблем.

…и девичья фамилия

Сразу стоит отметить, что, несмотря на плюсы незарегистрированного сожительства, оно хорошо для тех, кто еще не созрел, не решается или сознательно решил не принимать на себя вытекающие из брака обязанности и последствия — имеются и нюансы, о которых всегда нужно помнить.

”Например, в их действиях могут найти элементы компанейского договора и, например, признать раздельное имущество общим, — говорит присяжный адвокат Евгений Твердохлебов. — Также могут возникнуть обязательства по содержанию партнера, связанные, например, с беременностью или рождением детей. Кстати, ребенок не участвует в разделе имущества супругов, и на положение уже родившегося и зарегистрированного ребенка не влияет, состоят ли его родители в браке”.

Еще одна опасность свободных отношений то, что действительно никто никому ничего не должен. Например, по закону один из супругов может требовать с другого алименты. Имеются в виду алименты не для содержания детей, а именно для супруга. Но суды относятся к таким искам сдержанно — чтобы добиться алиментов для супруга или бывшего супруга, должны быть особенные обстоятельства. Если брака не было, то и обязанности содержать супруга/супругу тоже нет. Но это взрослые. А как быть с детьми?

Но иногда родители сознательно отказываются от регистрации отношений и отцовства, чтобы получить больше пособий. Пока союз существует, проблем нет. Но бывает так, что семья распадается.

В Эстонии мать-одиночка ненамного лучше живет, чем мать, у ребенка которой есть зарегистрированный отец. Поэтому из этих соображений такие хитрости так часто не делают. Отца чаще не вписывают, если желают от него отделаться. Например, из страха, что отец-иностранец увезет ребенка к себе, или что отец будет препятствовать решению вопросов, связанных с ребенком. Чтобы получать алименты от отца, который не хочет их платить добровольно, матери нужно будет обратиться в суд с иском о признании отцовства и взыскании алиментов.

Из практики

Иностранный преподаватель приехал в Эстонию, прочитал лекцию, а после этого провел время с местной девушкой и уехал. У девушки родился от него ребенок, но отец ничего об этом не знал, совсем забыл об этом случае и жил своей жизнью, женился, завел детей. А девушка подала в суд иск о признании отцовства и взыскании алиментов.

Адрес отца узнать никак не удавалось, и дело тянулось в суде годами. Когда же стал популярен Facebook, то девушка нашла там отца своего уже 16-летнего ребенка. Через контакты этого отца нашла его родственников, прислала им фотографии ребенка, который оказался очень похожим на отца. Растроганные родственники сообщили адрес отца, и суд вручил ему иск.

Было установлено отцовство, и этому иностранному преподавателю пришлось заплатить довольно большую сумму алиментов за все годы, что дело было в суде, да еще и возместить затраты матери на адвоката, которые за все эти годы тоже накопились до сравнимой с алиментами суммы.

Однако был и противоположный случай, когда с парня требовали алименты за несколько лет, а потом суд установил, что он не является отцом. Получилось, что существует два вступивших в силу решения суда: одно обязывает платить алименты, а другое констатирует, что парень не является отцом ребенка.

Ровно год на доказательства

Бывает так, что мама по каким-то личным мотивам не указывает отца ребенка. Но потом спохватывается — алименты, обязанности. Оказывается, на доказательство отцовства законом отводится определенный срок. А отцом ребенка может стать мужчина, который не является биологическим отцом — и для этого вовсе не обязательно усыновление.

”В отличие от материнства, для оспаривания которого никаких сроков нет, на оспаривание отцовства закон отводит год, — говорит Евгений Твердохлебов. — Но начало этого срока в некоторых случаях исчисляется с рождения ребенка, а в некоторых — со времени, когда стало известно о неверной записи об отцовстве (вместо отца вписали постороннего мужчину) или об обстоятельствах, указывающих на то, что запись не верна (выяснилось, что вписанный отцом таковым не является)”.

В качестве примера присяжный адвокат приводит такой казус. Отцом ребенка могут назначить мужчину, который состоял в браке с матерью младенца на момент его рождения. При этом мужчина вовсе не обязан быть биологическим отцом — мать ребенка до этого брака могла иметь отношения с совершенно другим мужчиной, который стал биологическим отцом ребенка. Женщине что-то не понравилось, и она, будучи беременной, ушла к другому. Там ей опять что-то не понравилось, и она вышла замуж за третьего мужчину, который не имеет никакого отношения к ее будущему ребенку. Но поскольку на момент родов пара состояла в законном браке, он будет считаться отцом ребенка.

Как уже говорилось, сроков для оспаривания материнства нет. Редко, но бывали случаи, когда детей в роддоме путали, и ребенок рос в семье не со своими биологическими родителями. Такое выяснилось, когда мать стала требовать от отца алименты для содержания ребенка, а мужчина возражал, что не является отцом. Экспертиза утверждения отца подтвердила. Тогда мать, зная, что такого не может быть, попросила проверить и свое родство с ребенком, и получила ответ, что и она не является матерью.

По данным роддома удалось установить, кто может быть биологическим родителем ребенка, и в чьей семье растет ребенок данных родителей. В такой нестандартной ситуации сложно сказать, что делать дальше: нужно ли обменяться детьми; или семьям продолжать воспитывать не своих, но ставших близкими детей. Одна из матерей сказала, что захотела бы в такой ситуации своего ребенка себе, а того, кто уже живет с нею, тоже не отдавала бы. На вопрос, согласилась бы с этим мать второго ребенка, желавшая оставить детей себе ответить не смогла. Закон такие ситуации тоже не регулирует.

Несогласие как признание

Одна из распространенных ситуаций, когда спустя годы женщина вдруг спохватывается и понимает, что с биологического отца ребенка можно получить компенсацию. Находит его, но мужчина отказывается признавать отцовство. В этой ситуации в Эстонии тоже есть выход.

”Суды пытаются обязать пройти анализ, но это не всегда удается, особенно если родитель живет за границей, — объясняет присяжный адвокат Евгений Твердохлебов. — В некоторых странах, например, в Голландии, если отец не приходит добровольно на анализ, то ничего сделать невозможно. Но в Эстонии такую проблему преодолели. Госсуд дал инструкцию, что если лицо не хочет проходить экспертизу, то нужно это расценивать не в его пользу. То есть если отец не желает сдавать анализ, то это можно считать доказательством его отцовства”.

Если отцовство было внесено в регистр, то можно требовать алименты за прошлый период не более чем за 12 месяцев до обращения в суд. А если отцовство устанавливается вместе с рассмотрением требования об алиментах, то за период до обращения в суд алименты не положены, их можно требовать только за время судопроизводства.

Поделиться
Комментарии