Евгений Криштафович: факельное шествие 9 мая? Что еще принесет союз центристов и EKRE
Совсем не сложно представить коалицию, в которой с одной стороны будет партнер ”Единой России” — Центристская партия, а с другой — EKRE, новых членов парламента от которой выгоняют из ночных клубов за публичное скандирование ”Heil Hitler!”.
Проводя исторические параллели, такой двойственный союз можно назвать, к примеру, коалицией Молотова-Риббентропа. Однако совсем немыслимым было бы, если решающие голоса для ее образования предоставила созданная Леннартом Мери партия ”Отечество”.
Дружба Центристской партии и EKRE имеет мощную историческую базу и без каких-либо параллелей из далекого прошлого. Звездный час EKRE начался с передач на Таллиннском ТВ, подконтрольном Эдгару Сависаару, в которых не представленная тогда в парламенте партия с радикальными взглядами регулярно ходила презентовать свою идеологию в стиле: ”Если чёрный — укажем на дверь!”.
Хитрый замысел бессмертного кащея эстонской политики — Эдгара Сависаара — заключался в том, чтобы создать таким образом альтернативу в право-консервативном крыле местных партий, чтобы ослабить слишком высокую поддержку IRL и Реформистской партии, которая возникла после переноса бронзового солдата.
Так что, можно сказать, что семейство Хельме — это такой же рожденный Сависааром политический продукт, как и Денис Бородич. И с чего бы кому-то сейчас сомневаться, что им будет трудно найти общий язык с Юри Ратасом?
Совсем другая история, однако, с избирателями обеих партий. Как за центристами, так и за EKRE стоят, во многом, протестные голоса. Яну Тоом и Михаила Кылварта выбирают в Рийгикогу те русскоязычные граждане, которые хотят русский язык вторым государственным, сохранения русской школы в её нынешнем виде, а также хороших отношений с режимом Путина. Они же выходят 9 мая с портретами красноармейцев в колонне ”Бессмертного полка” в Таллинне, Нарве и других местах.
Избирателей же EKRE можно увидеть, скорее, марширующих с факелами. Русский язык вторым государственным они не хотят, по поводу сохранения русской школы настроены скептически, но, возможно, готовы к переговорам по смягчению санкций в отношении режима Путина.
Если эти две колонны когда-нибудь встретятся, они найдут общий язык также и по части гомофобии (среди местных русских Закон о сожительстве поддерживает меньшинство), и по части расизма. Потому что хваленый советский интернационализм и всеобщее братство не распространяются почему-то на беженцев из Сирии. Тут уместно будет вспомнить митинг против рамочного соглашения ООН о миграции, на который явился бывший активист ”Ночного дозора” Сергей Тыдыяков с плакатом на русском языке: ”Русские и эстонцы вместе!”.
Но больше точек соприкосновения им особо будет не найти. Я сильно сомневаюсь, что Иван из колонны ”Бессмертного полка” захочет поцеловать шагающего в факельной колонне Мати, как Брежнев Хонекера. Причем, дело тут даже не в том, что они оба гомофобы! Парадоксальным образом это могло бы стать единственной пользой от этой красно-коричневой коалиции, если в результате обе колонны — как ”Бессмертный полк”, так и факельное шествие — в конце концов разбегутся. Одним выстрелом сразу двух зайцев!