Центристы очевидно не ожидали или не хотели отдавать себе отчета в том, что их может ожидать неуспех на выборах. Самоуверенность от пары в лет в правительстве и долгожданной "рукопожатности" в эстонском истэблишменте застила глаза, видимо.

Возвращение в действительность было болезненным, но, похоже, что это лишь первые уколы судьбы. О том, что и внутри самой центристской партии что-то нехорошее происходит, можно судить по ряду более или менее косвенных признаков.

Первый признак, конечно — это мерзкий, если называть вещи своими именами, конфликт между Михаилом Стальнухиным и Яной Тоом. Ряд очернительных интервью в нарвской газете "Город", скорее всего, не могли так уж напрямую повлиять на итоговый результат, однако продемонстрировали силу влияния г-на Стальнухина. Хотя он уже не дружит ни с местными центристами, ни с бывшими однопартийцами, сформировавшими в нарвском горсобрании фракцию "Kodulinn Narva". Но, по-видимому, еще обладает-таки некоторыми рычагами, что и продемонстрировал. При этом, формально оставаясь членом партии, парламентарий делает громкие заявления о "лебединой песне" центристской партии в уезде Ида-Вирумаа. Что ж, судя по рухнувшей поддержке и исходу нарвитян и жителей других городов региона из партии, это вполне может быть так.

Сама же Яна Тоом и ее сторонники в нарвском округе теперь заявляют о желании требовать сатисфакции от Михаила Стальнухина за предвыборные действия. Якобы до выборов они не хотели выносить сор из избы. Очень странная позиция, когда этот "сор" в виде газетных статей получали прямо на дом все жители Нарвы. Дойдет ли дело до партийного суда чести, еще не известно, однако от его позиции (хотя мы помним, что суд этот в прошлом демонстрировал если не беззубость, то очевидную мягкость) будет зависеть очень многое с точки зрения дальнейшего сосуществования русского и эстонского крыльев партии.

"Мастеру компромисса" Юри Ратасу, как ни крути, тоже придется занять определенную позицию.

Следующая часть этого представления нас наверняка ждет во время предвыборной кампании в Европаламент, куда метят оба, вернее, одна желает вернуться, другой — попасть, наконец.

Вторым же, хотя и менее очевидным, признаком того, что "неладно что-то в Ратасовском королевстве", можно считать заявления таллиннских руководителей с мэром Таави Аасом во главе, что они-де готовы заступить на нелегкую службу в парламенте. Очень странное желание — променять и реальную власть в городе, и лучшую зарплату на сомнительный статус депутата от оппозиции, не кажется ли вам?

Но это становится вполне понятным, если предположить, что на фоне подобного падения поддержки электората муниципальные политики уже не настолько уверены в том, что в 2021-м году на местных выборах они останутся на своих местах. Они явно что-то чуют! Ведь мандат парламентария существенно более серьезная защита, если что. Да и действовать он будет до 2023-го года. Опять же, если дело дойдет раскола в рядах центристов, то эстоноязычные депутаты парламента будут гораздо более востребованы в рядах других партий, нежели старейшины районов или даже мэр.

И с кем же останется тогда Таллинн и местный русский электорат, случись подобное? С "пиарщиками", как метко назвал политолог глав нынешних столичных районов? Их поддержка тоже не ах как велика, и сейчас некоторые из них попадают в парламент лишь благодаря результату Михаила Кылварта и высокому месту в списках. А если, воспользовавшись шансом, уйдут и они, то административные места в Таллинне займут совсем уж не знакомые широкой общественности люди. Да, до выборов 2021-го года у них еще будет время раскрутиться и создать некий электоральный базис. Но очевидно, что и количественно и качественно он будет уже совсем-совсем иным.

Вот именно после таких мыслей в рамках «черного сценария» и приходят волей-неволей на ум сравнения с почившим Народным союзом. Тем более, что и правые партии с реформистами во главе точно не забыли о своем намерении расколоть центристскую партию по национальному признаку — чтобы максимально ослабить эстонский "обломок" и маргинализировать русский. К тому же, кто мало-мальски знаком с ситуацией внутри партии, знает, что два крыла и так уже давно существуют параллельно, как бы ни старались доказать обратное обе стороны. Много усилий вряд ли потребуется.

Жаждет зрелищ в виде дальнейшего "прессования" центристов и эстонская общественность, в массе своей находящаяся на стороне правых сил. Зрелища же исправно поставляют СМИ, причем политическим оппонентам и делать ничего не надо — центристы сами готовы подбросить дровишек в топку. Например, в виде заявлений Майлис Репс, уверенной, что поддержка Юри Ратасом НАТО и прочие "западнические" позиции партии не нравятся русскоязычному электорату. Теперь ему, то есть электорату, все эти претензии будут активно и регулярно предъявляться, что тоже работает лишь на одно — на снижение рейтингов.

Образование на русском языке специально здесь не затрагиваем, так как с ним, похоже, все давно ясно. Не понятно одно — пойдут ли его защитники по громкому и столь же бесплодному латвийскому пути маршей и митингов протеста или смирятся.

Передел партийной поляны только начался, нас ждут весьма интересные времена. А если еще и экономический кризис подоспеет, то и вовсе будет "весело". Запасаемся попкорном?

Поделиться
Комментарии