Создается такое впечатление, что Вы исповедуете крайнюю форму индивидуализма, противопоставляя свою национальную идентичность остальному народу, то есть народу, который в силу определенных исторических обстоятельств оказался инородным телом на эстонской земле. Не кажется ли Вам, что в данном вопросе Вы добросовестно заблуждаетесь?

Конечно, бывают в жизни моменты, когда невозможно удержаться от всплеска эмоций и впасть в соблазн непозволительной глупости. Но если бы люди по своей природе были умнее, они бы не совершали непростительных поступков и бездумных действий. Мне представляется, что вы слишком увлеклись национальным чванством и оторвались от реальной действительности жизни.

Да, я вполне понимаю, Ваше самолюбие чрезмерно страдает от того, что Вам приходится жить с нелюбимыми русскими. Но что поделать — так сложились обстоятельства и политическая ситуация, которая определила судьбы людей независимо от их воли и желания. Сегодня эти люди живут в эстонском этнографическом пространстве и представляют собой совокупность различных этносов, и это не случайный факт. Ибо развития цивилизованных и политических процессов давно стерли с лица земли естественные расы, заменив их нациями. Все это происходило и продолжает происходить независимо от сознания и воли людей.

Однако нельзя не признать, что все мы в конечном итоге люди и принадлежим к одному родовому древу. Поэтому было бы не дальновидно подчеркивать свое этническое превосходство. Это, на мой взгляд, признак сегментарного мышления. Было бы разумнее осознать, что процесс смешения народов продолжается, и он необратим.

Не следует бояться, что при разрастании русской общины эстонцы окажутся в меньшинстве и лишатся доминирующей роли на своей земле. Эти опасения не имеют под собой никакой реальной почвы. Вам ничто не угрожает оставаться самими собой, независимо от избытка инородцев.
Вам, должно быть, известно, что в царское время в Сибири возникли эстонские поселения и, несмотря на реальные процессы возможной их ассимиляции, эстонцы сохранили фольклорные традиции, языковую и этническую идентичность. Поэтому Вам ничто не угрожает оставаться эстонцами и впредь при растущей русской общине! Она ничем не опасна. Она всего лишь борется за свою идентичность и ищет свое место в эстонском правовом государстве.

Вам хотелось бы этнической ассимиляции, чтобы инородцы растворились в эстонском этносе. А нам, скажу вам откровенно, хотелось бы этнического слияния, то есть добровольно осознанной консолидации и полноправности гражданства с его экономическими, политическими интересами и правами.

Многие русские, как Вам известно, родились и выросли на земле эстов, и Эстония для них является Отечеством. По духу они очень близки к эстонской культуре. И если Вы хотите, чтобы они продолжали быть лояльными гражданами эстонскому государству, то надо научиться уважать их личный суверенитет и национальную идентичность. Для этого, как я полагаю, было бы необходимо выстроить разумные межэтнические отношения, а не искать предлог для их обострения.

Все мы люди и всем нам суждено жить под одной кровлей эстонского государства. Поэтому между русскими и эстонцами должны установиться такие отношения, которые бы крепили прочные этнические и культурные связи. Мы должны стремиться к тому, чтобы изменить наше мировоззрение и взгляды к лучшему и создать условия для нормального сожительства, как равный с равным. Нет причин тому, что могло бы явиться национальной несовместимостью между русскими и эстонцами, есть только признак недомыслия и нежелание прийти к обоюдному пониманию.
Что для этого необходимо? Полагаю, что немногое. Сошлюсь на закон, принятый Эстонией в 1925 году: национальные меньшинства Эстонии (русские, немцы, шведы, евреи, латыши и другие) имели право при поддержке государства открывать национальные школы и организовывать свою культурную жизнь. Почему же теперь государство игнорирует такое правило и отказывает русским иметь свои национальные школы и поддерживать свою национальную культуру? Тем более что культурная политика эстонского государства должна способствовать интеграции и самосознанию национальных меньшинств.

Чем угрожает это Вашему народу? Ведь русский царизм не запрещал эстонцам учиться на родном языке и иметь российское подданство. Тогда как немецкие дворяне такой возможности не предоставляли, и немецкий язык, как известно, был основным языком в сфере общественного быта и делопроизводства. Однако, по Вашей оценке, ”с немецкими помещиками” жилось лучше. Они ”говорили по-эстонски (с трудом, правда, верится) и не хотели, чтобы мы учили немецкий”.

Скажу вам со всей прямотой и откровенностью: все беды происходят не от русской общины, а от недомыслия элитного клана политиков, которые не заинтересованы в нормализации отношений между русской диаспорой и эстонским этносом. Пора бы перестать делить народы на плохих и хороших, на своих и чужих. Все мы принадлежим к одному родовому древу, и у всех нас один генетический код. Кому, как не Вам должно быть известно, что балты и славяне — родственный народ, и делить его на отдельные было бы недальновидно. Напротив, надо стремиться к тому, чтобы сохранить единство в многообразии, а не подрывать веру поиском своей исключительности. Тем более что, по оценке ученых, генетически 40% северных русских имеют финно-угорские корни.

Не пора ли чему-то научиться? Не пора ли с уважением относиться к идентичности и других. Вы пытаетесь убедить себя, что ”русских могут использовать в интересах России”, потому что они ”слишком много верят Путину”. Но для того, чтобы они перестали верить Путину, я бы рекомендовал Вам обратить их в свою веру. Что мешает Вам изменить их мировоззрение?

И далее. Вы говорите, что ”не было бы беды”, если русских ”рассеять”. На мой взгляд, было бы гораздо разумнее расположить их к себе и образовать многонародную нацию. Ведь дело за небольшим: стоит лишь изменить политику к русским, и они не замедлят себя ждать, чтобы стать проэстонскими лояльными гражданами. Но для Вас русские представляют большую опасность, чем мусульмане и чернокожие. Вы боитесь, что эстонцы при разрастании русской общины окажутся в меньшинстве и лишатся доминирующей роли на своей земле. Эти опасения, как я уже сказал выше, абсолютно беспочвенны.

И если Вас не сломили в течение семи столетий жизни под властью немецких баронов и Вы сохранили свою идентичность, то будем надеяться, что этого не произойдет и впредь.

Поделиться
Комментарии