Все рейтинги последних месяцев уверенно отдают EKRE третье место в списке популярных политических сил. Консерваторы давно оставили позади социал-демократов и временами вплотную подбираются к лидирующим центристам и реформистам. Причем у некоторых категорий населения EKRE — вообще выбор номер один. У мужчин, например.

Конечно, в новейшей истории Эстонии были примеры того, как даже выигравшая выборы партия оставалась за бортом правительства (последний раз — центристы в 2003 году). Поэтому в самом факте невозможности сотрудничества с EKRE вроде бы нет ничего примечательного. С другой стороны, обычно столь категоричных заявлений задолго до выборов все же не делают, причем массово.

Аллик: они сами не хотят в правительство

Противостояние EKRE и социал-демократов можно назвать одним из самых принципиальных и жестких в современной политике Эстонии. Тут даже реформисты с центристами курят в сторонке.

Член Социал-демократической партии Яак Аллик отмечает, что соцдемы первыми однозначно заявили, что не будут сотрудничать с партией, которая позволяет себе оскорблять любые меньшинства, а также разжигает в обществе вражду и ненависть.

”Красноречивым примером тому является требование EKRE организовать для русских граждан специальный контроль перед тем, как принимать их на работу на госслужбу. Перед местными выборами консерваторы хотели запретить общение на русском языке в столичных учреждениях”, — перечисляет Аллик.

При этом, по его мнению, на экономической программе консерваторов, которая состоит из обещаний понизить все налоги и увеличить в то же время зарплаты, пенсии и так далее, нет смысла даже останавливаться. Журналисты Eesti Päevaleht, говорит ветеран местной политики, очень точно подытожили их платформу вопросом: ”Не были ли cоставители программы консерваторов пьяны?”

”В главе, посвященной образованию, находим угрозу: ”Перевести все школы на эстоноязычное обучение”. Смело звучат внешнеполитические амбиции: ”Потребуем возврата Эстонии оккупированных Печор и Занаровья, а также компенсацию ущерба, нанесенного продолжающейся оккупацией”. Вместе с требованием аннулировать эстоно-российский пограничный договор, ратификация которого прошла в Рийгикогу первое чтение, по сути это означало бы объявление войны России, — продолжает Яак Аллик. — Поразительно, что при этом они призывают взять в долг у Штатов один миллиард военной помощи, надеясь, по-видимому, что США готовы за такую авантюру платить”.

Представитель Социал-демократической партии также отмечает, что этот пакет мер сопровождается призывом закрыть враждебные Эстонии (читай: русскоязычные) информационные каналы и предложением отнять у неграждан право голосовать на местных выборах.

”Проводя своими требованиями к другим партиям ”красные линии” (например, от центристов требуют аннулировать договор с ”Единой Россией”), лидеры EKRE ясно дают понять, что они сами не желают попасть в правительство (так ведь сразу выяснится, что они ни одно свое обещание не смогут выполнить). Их цель — просто получить больше мест в парламенте, а значит — и больше денег из бюджета, чтобы следующие четыре года можно было так же безответственно продолжать оскорблять других”, — считает Аллик.

Он напоминает, что перед выборами в Швеции и Германии как соцдемы, так и крупные правые партии заявили, что исключают сотрудничество с правыми радикалами.
”Благодаря чему эти партии (”Альтернатива для Германии” и ”Шведские демократы”) получили меньше голосов, чем показывали опросы. Люди желают, чтобы у их голоса был вес, поэтому за партию, которая отстранена от принятия решений, не голосуют. Поэтому будет честно пожелать своим избирателям не выбрасывать свой голос, а выбрать партию, которая близка их взглядам и у которой есть шанс попасть в правительство”, — заключает Яак Аллик.

Вельман: EKRE? Нет, спасибо!

Центрист Владимир Вельман говорит, что для него лично неприемлем любой союз с партией, проповедующей национальную ксенофобию и видящей своего главного врага в лице России.
”Да и экономическая и социальная программа EKRE по степени популизма превосходит все допустимые даже в предвыборный период нормы политического приличия, — отмечает депутат парламента. — Так что я просто не вижу возможностей для поиска компромиссов в этой области”.

Что же касается опасений по поводу вероятной дальнейшей радикализации этой партии, то, по мнению Вельмана, не стоит преувеличивать настроения в эстонском обществе.

Эстонцы в целом склонны к взвешенным решениям, и человеческий ресурс EKRE практически уже исчерпан. Разумеется, если дела в Эстонии пойдут совсем плохо, радикалы смогут на этом фоне усилить свой потенциал, но большинство эстонских партий стремятся повысить благосостояние общества и его укрепить его социальные связи. А значит, оснований для усиления радикальных настроений, я надеюсь, не будет и впредь”, — говорит он.

Да, признает Владимир Вельман, сегодня рейтинг EKRE достаточно высок, но в то же время призывает не спешить с выводами, а дождаться итогов выборов.

”Верю, что после 3 марта черт не будет страшен так, как его сегодня малюют”, — заключает политик Центристской партии.

Каллас: цель EKRE — раскол страны

Лидер Партии реформ Кая Каллас тоже исключила EKRE из списка потенциальных партнеров по коалиции после предстоящих выборов.

”Это и понятно: обещания EKRE невозможно выполнить, источники покрытия, прямо скажем, сказочные, и руководители партий об этом знают, — комментирует она. — Если ранее оставалась небольшая надежда на то, что все-таки здравый смысл в какой-то степени имеет место, то после утверждения предвыборной программы EKRE стало окончательно ясно, что после выборов EKRE с Партией реформ в правительстве делать нечего, так как данная партия угрожает конституционному порядку Эстонии”.

По мнению Каллас, если добавить сюда экономическо-политический и финансово-политический популизм, а также заявленный выход из Европейского союза, то становится очевидным, что целью EKRE является раскол страны и нешуточное ослабление отношений с союзниками Эстонии на Западе.

”Члены EKRE сознательно обращаются к избирателям с запугиванием и ложными обещаниями. Партия реформ не приемлет такое поведение. EKRE сама сделала все для того, чтобы другим партиям не оставалось ничего иного, как исключить сотрудничество с ней в управлении нашим государством”, — говорит председатель Партии реформ.

Вопрос без ответа

Если говорить о тех, кто имеет реальные шансы попасть в парламент, то от возможного сотрудничества с национал-консерваторами пока что не открестились лишь ”отечественники”. У социал-демократа Яака Аллика это вызывает недоумение.

”Журналисты могли бы поинтересоваться у партии Isamaa, как она намерена выполнять с ними этот набор абсурдных обещаний?” — задается вопросом Аллик.

Разумеется, ”МК-Эстония” обратилась за комментарием и к представителям ”Отечества”, однако на момент сдачи материала в печать ответа так и не поступило.

Поделиться
Комментарии