Во вред или во благо? Как правильно помогать детям из детдомов, чтобы не причинить боли и не создать проблем
Перед Рождеством и Новым годом многие люди частенько хотят сделать что-то хорошее и внезапно вспоминают про детей из детских домов. ”Вот они там, бедненькие-несчастненькие, сидят одинокие, мама-папа бросили, а не сделать ли мне кому-нибудь из них подарочек?” — думают добрые люди. И начинают обзванивать детские дома, чтобы узнать, кому и какой подарочек хотелось бы. Однако специалисты бьют тревогу: под Рождество и Новый год дети из детских домов просто завалены подарками. Они привыкают к огромному количеству сладостей и мероприятий, и нередко всем этим уже пресыщены. Как же правильно помочь, чтобы не причинить вреда? Разбиралась "МК-Эстония".
Те, кто давно работают с детьми из детских домов, отмечают, что под Новый год у детей все расписано буквально по минутам: то спонсоры приезжают, то мероприятия запланированы. В России ребенок из детского дома получает в среднем от пяти до пятнадцати подарков на Новый год и посещает порядка 26 новогодних мероприятий. Для многих это становится уже просто не приносящей никакой радости обязаловкой.
У нас это дело пытаются все же регламентировать. Но все равно в ноябре-декабре активизируется множество желающих полюбить на полдня всех обделенных родительской заботой деток, вручить им подарочки и с чувством выполненного перед обществом долга исчезнуть до следующего Нового года.
Типичные ошибки
Чтобы подарки деткам поступали те, что нужно, и не в запредельном количестве, некоторые фонды занимаются тем, что узнают у воспитателей, что бы дети хотели, и затем организуют их покупку и доставку.
Например, фонд ”Тепло сердец” уже много лет помогает детскому дому Lootus в Силламяэ. После того, как дети написали письма Деду Морозу, список желаемых подарков передают фонду, там составляют таблицу и выставляют в секретной группе в Фейсбуке. В таблице — имя и возраст ребенка и какой подарок он хотел бы. Как правило, желающих сделать подарок очень много, и всех ”расхватывают” буквально сразу же.
Кого-то перенаправили в фонд женщин с инвалидностью, которым помогают под Новый год почему-то реже, чем детям из детских домов. Кто-то сделал пожертвование на счет фонда, чтобы организовать детям и праздничный стол.
По подобной схеме действуют и многие другие фонды, помогающие детским домам. Ведь если не делать это все организованно, то возникает завал подарков.
”Первая ошибка, которую многие совершают, это когда привозят в большом количестве сладости, — говорит руководитель фонда ”Тепло сердец” Анна Тыниссаар. — Их на самом деле дарят все и очень много. Я видела, как девочка открыла шкаф, а он был полон конфет. В итоге портятся зубы, появляется лишний вес. А вместо сладостей можно на стол привезти крендель, фрукты, выпечку”.
”Или можно принести мандарины, яблоки, орешки, изюм, — добавляет руководитель Таллиннского Детского дома Леэна Мазинг. — Это те вещи, которые быстро заканчиваются и которым всегда рады, когда они появляются на столе”.
Вторая ошибка — покупать дорогие вещи и гаджеты, телефоны, планшеты. Просто так, на Новый год. Забывая о том, что подобные подарки детям Дед Мороз приносит под елку далеко не в каждой семье, где есть мама и папа.
”Конечно, мы, когда пишем письмо Деду Морозу, обговариваем с детьми, что можно просить, — говорит сотрудник одного из домов замещения семьи. — И стараемся, чтобы сумма подарка не превышала 30 евро”.
Ведь, действительно, есть риск, что другие дети, получив менее ценный подарок, будут завидовать, и дорогой гаджет отберут, разобьют, украдут, продадут, чтобы восстановить справедливость. И ребенок может искренне полагать, что ничего ведь страшного, и скоро подарят еще такой же или круче.
”Дети действительно просто завалены подарками, — отмечает Леэна Мазинг. — Они привыкают к тому, что их всегда много, особо их уже не ценят и, наоборот, удивляются, когда мало”.
”Если это все не регулировать, подарки будут сыпаться на детей как из рога изобилия, — подчеркивает Анна Тыниссаар. — Ребенок привыкает, что под Рождество он получает все и просто так. А лет в 18, когда он уйдет из детского дома, весь этот поток подарков внезапно иссякает, и он сталкивается с проблемой, что запросы по-прежнему большие, а удовлетворить их уже некому”.
Психологи отмечают, что у детей из детского дома есть так называемый ”синдром сиротки”. То есть ”Я сирота, и мне все все должны давать просто так”. Ребенок до определенных пор получает жалость от посторонних и дорогие вещи просто так, а потом, когда надо идти во взрослую жизнь, учиться в университете, устраиваться на работу и брать на себя ответственность, начинается кризис, потому что привычная схема воздействия на окружающих уже не работает.
Психологические моменты
Некоторые люди хотят не просто купить подарок, а поехать вместе с представителями фонда в детский дом и лично вручить его ребенку. После определенной проверки — например, вы должны взять выписку из Регистра наказаний, что не проходили по серьезным статьям — вам позволят это сделать. Но и при встрече с детками тоже есть ряд ошибок, которые нельзя совершать.
”Например, нельзя, поддаваясь душевному порыву, обнадеживать ребенка, что теперь вы будете приезжать к нему всегда, и вы отныне его лучший друг, — подчеркивает Анна Тыниссаар. — Мы много видели ситуаций, когда взрослый после этого больше не приезжал, и ребенку было очень больно. Мало того, что его родители бросили. Так еще один взрослый, подарив надежду, тоже его бросил. Пообещали, а потом уезжают и никогда больше не возвращаются. Понятно, что у всех свои семьи, дети, мама болеет и так далее. Но хотя бы не обещайте тогда”.
Дети часто спрашивают про таких ”потеряшек”, где они и почему в этот раз не приехали. И Анне приходится очень тщательно подбирать слова, чтобы не ранить ребенка, объясняя: у взрослого свои дела, но он помнит о тебе, просто в этот раз не смог…
”Еще нельзя давать ребенку надежду, что ты его заберешь, если ты не уверен на 100%, что все получится, — подчеркивает Анна. — Бывает так, что есть контакт, и ты хочешь и можешь, но потом появляются непредвиденные обстоятельства. Усыновлять и удочерять обязательно нужно, но рассказывать ребенку об этом лучше когда все уже точно выйдет”.
Следующий этический аспект: не говорить с детьми про их родителей. И не рассказывать, как сильно ты любишь своих детей.
”Когда я беру на подобные встречи своих дочек, то я их прошу не кричать громко ”Мама!” и не называть это место детским домом, — рассказывает Анна Тыниссаар. — Мы его называем просто ”Дом”.
Еще, добавляет она, нельзя таких деток жалеть. Они это ненавидят. И общаться с ними лучше или на равных, или с позиции взрослого, при этом четко устанавливая границы.
”Еще один аспект — нельзя давать детям деньги просто так, — говорит Анна Тыниссаар. — Они должны понять, что деньги нужно зарабатывать”.
”У нас происходит это все так: каждому ребенку полагается определенная базовая сумма на карманные расходы, — рассказывает работник одного из домов замещения семьи. — Но есть и бонусы. Если ребенок хорошо учится, ему добавляется определенная сумма. Если делает работу по дому — еще плюс несколько евро. Если ходит на тренировки, еще плюс что-то. Бонус есть и за личные достижения — например, участие в олимпиадах. И за хорошее поведение. И они тогда начинают смотреть: ”Я вот хорошо учусь, и у меня 20 евро, а ты ходишь на тренировки, делаешь работу по дому и ведешь себя хорошо, и у тебя 40 евро”. Это мотивирует”.
Как же тогда помочь?
Ситуация, когда дети из детских домов жили крайне бедно и обездоленно, во многом осталась в прошлом. Сейчас они получают гораздо больше подарков, чем дети, живущие с обоими родителями, и материально обеспечены они тоже нередко лучше, чем дети из простых семей.
Чего им действительно зачастую не хватает — это ”своего” взрослого, который с ними занимается не потому, что такая у него работа, а просто потому, что любит их. И если действительно есть время и желание помочь, то можно при предварительном согласовании с администрацией и соцслужбами стать волонтером и заниматься каким-то одним ребенком раз в неделю. Или в две недели.
Или, если это сложно и нет времени (а это действительно для многих сложно), поучаствовать в различных поездках или мастер-классах. Какие, например, организует фонд ”Тепло сердец”. Или они организуют встречи, куда приглашают известных людей, которые чего-то добились, которые рассказывают историю своего успеха. Или людей, которые учат деток чему-то полезному. Так что если вы прекрасно умеете шить, вязать, вышивать, валять, выпиливать или что-то подобное — предложите свои услуги фонду, вдруг получится какое-то интересное мероприятие.
”Важно также помнить, что дети появляются в детских домах не только под Рождество и Новый год, — подчеркивает Леэна Мазинг. — Они живут здесь 365 дней в году. Но большинство людей обращаются к нам только под праздники. Хотя есть много других дат — 1 июня, 1 сентября, когда детям тоже хотелось бы подарков, каких-то мероприятий и так далее”.
Так что, когда под Новый год все внезапно вспоминают про детей из детских домов, будьте не как все — позвоните соцработнику ближайшего детского дома, к примеру, накануне 1 июня, и спросите, что деткам нужно и как можно было бы хотя бы кого-то из них развлечь.
А еще многие забывают: помимо детей из детских домов у нас есть еще дети-инвалиды, дети из малообеспеченных семей, одинокие старики в хосписе, малоимущие, люди с недугом, ветераны, брошенные хозяевами на произвол судьбы животные и так далее. И им тоже под Рождество зачастую грустно и одиноко.