"Ээсти 200" полна решимости. Но что думают конкуренты?
Образованное в этом году политическое движение ”Эстония 200” (Eesti 200) только 16 ноября было официально внесено в бизнес-регистр как партия. Однако его рейтинги, как показывают последние социологические исследования, уже выше, чем у многих парламентских партий, и лидеры ”Ээсти 200” полны решимости показать хороший результат на предстоящих в марте выборах. Насколько серьезно относятся к новым конкурентам представители крупных партий и чем объясняют популярность новичка — выясняла ”МК-Эстония”.
Кая Каллас (Партия реформ): рейтинг ”Ээсти 200” вырос за счет избирателей социал-демократов
Сначала о рейтингах в общем. В первую очередь, хотелось бы поблагодарить наших сторонников за поддержку. Будем работать еще больше во имя того, чтобы Эстония на выборах выбрала верное направление.
Падающие рейтинги Центристской партии и коалиции в целом указывают на то, что люди протестуют против принимаемых правительством решений, так как решения эти зачастую подрывают доверие избирателей, вредят и невыгодны для жителей Эстонии. Вместо исправления своих ошибок правительство просто поставило на паузу управление государством и занимается тем, что раздает шоколадки в подъездах.
Партия реформ, в свою очередь, предлагает жителям Эстонии четкую альтернативу, начиная с введения понятной, прозрачной, справедливой налоговой системы и заканчивая единой системой образования на государственном языке.
Что касается роста рейтинга партии ”Эстония 200”, то здесь ничего удивительного мы не наблюдаем. ”Ээсти 200” обращается в основном к избирателям социал-демократов, и именно за счет этой политической силы вырос рейтинг новой партии.
Это вполне объяснимо: ”Ээсти 200” рассказывает, например, о национализации школ и служб, отвечающих за обеспечение социальных услуг, ослаблении политики гражданства и продолжении русскоязычного обучения в школах Эстонии.
Вадим Белобровцев (Центристская партия): для ”Эстонии 200” важно не погаснуть после яркого взлета
Как показывает история, потенциальным избирателям традиционно нравятся некоторые новые силы, время от времени появляющиеся на политической арене. Они привлекают, в первую очередь, недовольных политической обстановкой людей, собирая так называемые протестные голоса.
Думаю, многие помнят, как на парламентских выборах 2003 года на политическом небосклоне Эстонии ярко вспыхнула звезда новой партии под названием Res Publica. Спустя четыре года эффект новизны привнесли в Рийгикогу впервые попавшие туда ”Зеленые”. В 2015 году ”нишу новичка” заняла ”Свободная партия” (Vabaerakond). Результат двух последних был много скромнее, чем в свое время у Res Publica, но в парламент они прошли, то есть своей цели на тот момент достигли.
Что в итоге? Во всех этих случаях за взлетом следовало жесткое падение. Res Publica прекратила свое существование, ”Зеленые” вылетели из Рийгикогу и до сих пор туда не смогли вернуться, ”свободники”, вероятнее всего, вылетят оттуда в марте 2019 года.
Проходит эффект новизны — уходят и голоса избирателей. Особенно если ты не смог оправдать их надежды.
Вполне возможно, что следующим таким новичком станет ”Эстония 200”: опросы общественного мнения сулят им попадание в Рийгикогу. И здесь для них жизненно важно не повторить судьбу предшественников и не погаснуть вскоре после яркого взлета.
Серьезной проверкой на выборах может стать список кандидатов: сейчас популярность ”Эстонии 200” зиждется, скорее, на новизне бренда — известных на всю страну лиц у этой партии крайне мало. Это может сыграть не в ее пользу, ибо избиратель хочет выбирать, в первую очередь, конкретных людей, а не просто партийную эмблему.
Что касается других новичков, то сейчас ”Эстония 200” кажется мне среди них единственным реальным кандидатом на прохождение в Рийгикогу, поскольку она уже заняла эту нишу перед выборами; остальные политические силы, стремящиеся участвовать в мартовских выборах, на данный момент не представляют собой серьезных игроков.
Анастасия Коваленко (Социал-демократическая партия): ”Эстония 200” могла бы стать партнером соцдемов
За 100 дней до выборов делать выводы на основе одного рейтинга, конечно, рановато. Одни партии уже начали предвыборную кампанию, другие — еще нет. Кто-то уже обнародовал своих кандидатов, другие еще дорабатывают свои списки. Разгар предвыборной гонки еще впереди, а результаты главного и самого объективного рейтинга все узнают лишь вечером 3 марта — в день выборов.
Что касается ”Эстонии 200”, то, разумеется, возникновение новой политической силы всегда привлекает к себе внимание. Кроме того, в ноябре состоялся их большой конгресс, на котором была выбрана председатель партии — опять же все взгляды устремлены в их сторону.
Социал-демократы приветствуют желание деятельных людей вносить свой вклад в развитие нашей страны. Мне кажется, ”Эстония 200” в будущем могла бы стать партнером соцдемов. По некоторым вопросам мы друг с другом солидарны.
Например, по вопросам школ — мы считаем, что нельзя искусственно эстонизировать русские школы, а скорее двигаться по тому пути, чтобы дети учились под одной крышей, но могли бы изучать предметы на своем родном языке. В Социал-демократической партии полностью согласны и с тем, что при принятии политических решений мы должны исходить из долгосрочных целей.
Однако лишь лозунга ”План должен быть долгосрочным” недостаточно. Хочется, чтобы ”Эстония 200” прояснила и остальные свои политические позиции.