Целлюлозного завода в Эстонии не будет. Это хорошо или плохо?
В обозримом будущем целлюлозный завод в Эстонии строить не будут — инвестор обиделся. Однако же страсти улеглись почти, но не совсем, ведь в итоге страна лишилась огромных инвестиций (речь о миллиарде евро!), да и новые рабочие места созданы не будут. И ряд волостей был готов предложить для завода свою территорию и начать переговоры. Но не судьба. "МК-Эстония" попросила представителей разных партий прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Валерий Корб (Центристская партия): без поддержки населения проект целлюлозного завода был бы обречен на провал
То, что правительство решило прекратить детальную планировку, еще не означает, что на всей территории Эстонии введен запрет на строительство завода. У предпринимателей по-прежнему имеется возможность для инвестиций, и если они смогут найти подходящее место и сумеют договориться с населением, а также выберут оптимальный вариант планировки завода, то государство в случае необходимости готово помочь.
У нас демократического общество, и, учитывая, каким масштабным должен был быть этот проект, а также каково влияние деятельности завода на окружающую среду (о чем мы сегодня можем только предполагать, так как соответствующих исследований проведено не было), разумеется, государство должно считаться с мнением населения в этом вопросе. Ключевым словом здесь является сотрудничество, без которого невозможно достичь согласия ни по вопросам труда, ни по правовым вопросам.
Я напомню, что на столе у правительства лежало несколько вариантов. Одним из них была дальнейшая работа по специальной планировке с тем, чтобы позволить Министерству финансов выявить все обстоятельства, которые необходимо учитывать при переносе планировки на другую территорию. В этом случае было бы исключено составление планировки в Тартуском и Вильяндиском уездах, по возможности для планирования следовало бы выбрать другую территорию.
Второй вариант состоял в том, чтобы прекратить нынешнюю специальную планировку, после чего Министерство финансов вместе с другими министерствами должно было бы выяснить все существенные аспекты для инициирования новой планировки там, где для этого имеется согласие самоуправлений.
И третья возможность, которую и выбрало правительство, заключалась в том, чтобы полностью прекратить составление государственной специальной планировки и оценки стратегического влияния завода на окружающую среду. Решение не было легким, и только время покажет, правильное ли оно.
Но я считаю, что без поддержки населения этот проект так или иначе был бы обречен на провал. Поэтому считаю, что вся нынешняя истерия и обвинения в адрес правительства, что мы не хотим развивать экономику, не отвечают действительности. В солидарном и справедливом обществе мнение народа должно быть услышанным, и именно это мы и сделали.
Андрес Сутть (Партия реформ): Эстония лишилась инвестиции, способной создать и обеспечить рабочими местами множество людей
Во-первых, Эстония лишилась масштабной инвестиции, способной создать и обеспечить достойно оплачиваемыми рабочими местами множество людей.
Во-вторых, Эстония лишилась серьезного налогоплательщика. Благодаря поступлениям налогов данного предприятия появилось бы больше возможностей финансирования сферы здравоохранения и повышения пенсий. Это с одной стороны.
С другой стороны, целлюлозный завод — это не только потенциальная инвестиция, вопрос намного шире. Вопрос в том, какой сигнал посылает нынешнее правительство как эстонским, так и зарубежным инвесторам. А сигнал прост: предпринимательская среда, бизнес-климат, экономика поставлены на паузу. Ничего не происходит.
Думаю, не стоит говорить о том, что эта пауза никому не нужна. Инвесторам нужны внятность и в хорошем смысле предсказуемость в экономике.
А наше нынешнее правительство не считает возможным даже провести необходимые исследования, связанные с окружающей средой. Это проблема. Поскольку конкуренция между странами не дремлет, наоборот, она становится интенсивнее и интенсивнее. На данный момент факт налицо: Эстония уже не является аттрактивной для местного инвестора, еще меньше аттрактивна наша страна для зарубежного инвестора.
Что будет дальше? В лучшем случае наша экономика останется на нынешнем уровне, однако вероятнее всего, по-тихоньку, но уверенно мы будем оттестены на задний план.
Виктория Ладынская-Кубитс (Исамаа): экологичная Эстония мне нравится настолько, что бизнес-логика тут проигрывает
Лично я с теми, кто не хотел этого завода. Я понимаю бизнес-логику, но щадящая, экологичная и богатая природными ресурсами Эстония мне нравится настолько, что бизнес-логика тут проигрывает.
Наша партия сформулировала свою позицию весной. На уровне руководства ”Отечество” предложило отказаться от первоначальной спецпланировки, поскольку жители Тартуского уезда выступали против строительства целлюлозного завода.
Крупные инвестиции в Эстонию необходимы, но продвижение спецпланировки означало бы напрасное обострение напряженности в отношении местных жителей, центральной власти и, возможно, потенциального инвестора. Продвижение спецпланировки вызвало бы у инвестора необоснованные ожидания, которые невозможно реализовать.
Заводы, работающие с местным сырьем, необходимы для Эстонии, но крупномасштабные заводы не могут быть построены без поддержки местного сообщества и общества в целом. На сегодняшний день очень многие сообщества проявили интерес к этим инвестициям, и это подтверждает, что противостояние инвестициям не принципиальное, а зависит прежде всего от времени и места.
Райнер Вакра (Социал-демократическая партия): народ дал четкий сигнал, что он против EstFor
На сегодняшний день всем понятно, что проект целлюлозного завода был начат не с того конца. В современном демократическом обществе невозможно ”сверху вниз” принимать решения, которые влияют на природу и окружающую среду. Нельзя катком переезжать через мнение местных жителей и муниципальных властей. Мы живем не в коммунистическом Китае. Поэтому социал-демократы и поддержали прекращение спецпланировки завода.
Только на позапрошлой неделе тартуские гражданские активисты передали спикеру Рийгикогу обращение, в котором требовали прекращения спецпланировки целлюлозного завода. Под обращением было 10 000 подписей! Народ дал четкий сигнал, что он против EstFor.
Учитывая то, что лес представляет собой для жителей Эстонии большую социальную и культурную ценность, в будущем все подобные решения должны исходить из экологического и культурного значения леса и из того, какое влияние они оказывают на жизненную среду человека.
Такие масштабные проекты, как завод EstFor, могут быть осуществлены лишь тогда, когда они рождаются в сотрудничестве разработчиков, муниципальных властей и местных жителей.