Езда без правил: уставшие таксисты подвергают опасности и себя, и пассажиров, а контроля за этим нет!
Удивительно, что в отличие от жестких нормативов, установленных, например, в сфере грузоперевозок, никаких нормативов и правил для большинства водителей такси не существует. Никто не регулирует, сколько времени водитель может провести за рулем, никто не проверяет, насколько отдохнувшим человек вышел на линию, никого не волнует, в скольких фирмах одновременно работает человек, пишет "МК Эстония". Однако водителю такси люди доверяют свои жизни.
Сфера таксоизвоза всегда была, с точки зрения распорядка рабочего графика, довольно непонятной — никто не запрещал водителю работать столько, сколько ему хочется. И проблем никогда не было.
”Я работаю в такси с середины 90-х годов, — рассказывает 50-летний Владимир. — Поработал в разных фирмах, но нигде нас не контролировали ни по оценке адекватности состояния, ни по рабочей нагрузке. Экзамены — да, всю душу вынут; помню еще, как заставляли какие-то галстуки носить и чуть ли не униформу. Но никого никогда не заботило то, кто и в каком состоянии везет людей”.
Владимир вспоминает истории из своей практики — например, когда своей машины не было, приходилось арендовать. Это значит, что в сутки нужно было только за аренду отдать определенную сумму. И никого не волновало, есть у тебя клиенты или нет.
”Сейчас та же история, только работать нужно еще больше — раньше мы говорили, что конкурентов много, а как назвать то, что происходит сейчас, я даже не знаю. Каждый второй на развозке”, — говорит таксист.
Предложение и спрос
Действительно, сейчас стать таксистом проще простого, для этого не нужно иметь какие-то специальные навыки. Имеются три платформы (Taxify, Uber, Yandex-такси), зарегистрировавшись в которых, практически любой человек может начать возить людей. Профессионализм, ответственность — это все на второй план.
Такое количество предложений перенасыщает рынок. С одной стороны, это, конечно, хорошо — для конкуренции и экономики. Грубо говоря — для простых пользователей, которым важно, чтобы машина пришла как можно быстрее, а цена была самой низкой. С другой стороны, это ставит водителей такси в жесткие условия.
”Если раньше я мог выйти на работу в ночь и потом еще минимум сутки отдыхать, то сейчас я езжу намного больше и дольше, — продолжает Владимир. — Много, очень много водителей появилось. Всем нужно заработать, в итоге толком не зарабатывает никто. Время работы увеличивается, заработок несильно. А ведь надо наработать минимум на аренду машины. Тем, у кого таксоизвоз является основной работой, любители сильно осложняют жизнь”.
Три работы и… хобби
Современные технологии позволяют любому человеку оказывать услугу таксоизвоза. Для многих это любопытная возможность подзаработать, хотя для того, чтобы работать с прибылью, нужно соблюдать ряд условий — минимальное из которых наличие личного автомобиля, за который не выплачивается лизинг. И в итоге может оказаться так, что, например, после полноценного рабочего дня кто-то садится за баранку и работает еще и в такси.
С точки зрения специалистов, такое поведение по меньшей мере неразумно. И очень опасно. Врачи, которые работают в сфере гигиены труда, очень обеспокоены такой ситуацией — ведь закона, обязывающего людей, зарегистрированных как FIE (предприниматель — физическое лицо), проходить регулярный
медосмотр, нет. Тогда как остальным трудящимся, работающим на основании трудовых договоров, необходимо регулярно проходить медосмотры.
В случае с таксистами, которые работают как FIE, ответственность за их самочувствие лежит на них самих. И многие этим пренебрегают, хотя прекрасно знают, что уставший водитель очень опасен для дорожного движения. При этом многие системы, позволяющие водителям трудиться в такси, работают лишь определенное время, пытаясь тем самым контролировать рабочее время работника. Однако ограничения эти весьма условные — ничто не мешает водителю, завершив работу на одной платформе, тут же переключиться на другую.
”Многие так и делают, выбирая наиболее выгодную в данное время фирму, — объясняет Владимир. — Тем самым проверить, сколько часов водитель провел за рулем, просто невозможно”.
Рейтинг важнее
”Наше предприятие не является таксофирмой, — рассказывает Карин Казе, руководитель PR-службы по Центральной и Восточной Европе фирмы Taxify. — Это значит то, что мы не нанимаем водителей на работу, но предлагаем лишь платформу, посредством которой пассажир и водитель могут договориться о поездке. При этом человек, который предлагает услугу развозки, вовсе не обязан быть профессиональным таксистом — главное, наличие водительских прав и автомобиля, соответствующего нашим требованиям. Также, конечно, у водителя не должно быть никаких правонарушений, он обязан пройти наше обучение и быть зарегистрированным в системе”.
Точное количество водителей, которые работают в Эстонии, предприятие не разглашает, но всего в мире работает более полумиллиона водителей Taxify.
”В среднем, рабочий день подителя длится 4,5 часа, — говорит Карин Казе. — Это зависит от дня и времени, которое выбрал водитель. При этом большая часть сотрудничающих с платформой — так называемые любители, которые выходят на работу лишь в какие-то определенные дни — тогда, когда им удобнее”.
Ответственность за свое состояние несет сам водитель, Taxify не отслеживает степень усталости. Но система позволяет оценить водителя — после каждой поездки пользователь ставит оценку по пятибалльной шкале. Если рейтинг таксиста падает, рано или поздно он выпадет из системы.
”Это самый быстрый и эффективный способ оценить качество услуги, ну и стоит добавить, что средний водительский рейтинг по Таллинну составляет 4,9 балла из 5”, — подытоживает Карин Казе.
Контроля нет
Представители Taxify рекомендуют водителям не превышать 8-часовой рабочий день. Но сама система никак не отслеживает продолжительность рабочего дня, поскольку разработчики считают, что это не решит проблему переутомляемости. Если водитель захочет ездить сверх нормы, он все равно будет это делать, переключившись на другую платформу.
Приложение Uber ограничение имеет — именно с целью снизить риски как для пассажиров, так и для водителей. Тот, кто использует это приложение, может работать лишь 12 часов, после чего будет принудительно отправлен на шестичасовой перерыв — то есть сможет снова запустить приложение лишь спустя шесть часов. Но никто не знает, где провел это время водитель, которому нужен был отдых, — вполне возможно, он переключился на другое приложение и отработал это время там.
”На данный момент у врачей по гигиене труда нет ни одной таксофирмы, которая бы заказала медосмотр для водителей такси, поэтому мы не можем предоставить обзор состояния их здоровья, — комментирует главврач медицинского центра Qualitas Тоомас Пыльд. — Но есть некоторые автобусные фирмы, которые регулярно отправляют своих водителей на медосмотр. Хотя думаю, что проблемы в целом схожи”.
Любое транспортное средство является источником повышенной опасности. У человека, который находится за рулем долгое время, нарушается внимание, ослабевает реакция. Особенно опасно переутомление в ночное время суток, когда иной раз от усталости появляются галлюцинации, но самое жуткое, когда водитель засыпает за рулем. Даже секундного провала достаточно для катастрофы.
Очень серьезная проблема
Если усталость водителей является проблемой, то удивительно, что государство не спешит вмешиваться. Например, муниципалитеты могут лишь контролировать оформление документов и проводить общий надзор за соблюдением правил таксоизвоза. Инспекция по труду также не может вмешиваться — большинство таксистов являются FIE, чья деятельность общим законодательством не регулируется — каждый сам определяет уровень своей нагрузки и количество рабочих часов.
И далеко не всегда эта оценка адекватна: когда нужно заработать средства на проживание, об отдыхе стараешься не думать. Хотя представители платформ по услуге такси особой проблемы не видят.
Да, количество таксистов и поездок действительно выросло, но профессионалы и любители особо друг другу не мешают. Например, любители часто работают тогда, когда большинство постоянных водителей фирмы отдыхает — в часы пик.
”По нашим данным, работы постоянным водителям хватает, поэтому продолжительность их рабочих часов не увеличилась”, — замечает Карин Казе из Taxify.
Однако представители официальных учреждений единогласно отмечают, что уставшие водители стали головной болью.