Если не знать историю этого полуразрушенного приземистого круглого сооружения из плитняка, высота которого в настоящее время всего шесть метров, трудно представить, что когда-то его возвели для подачи световых сигналов проходящим поблизости кораблям. Тем не менее, это так. Только изначально было оно вдвое выше, и на крыше в темное время суток жгли костры.


Рядом как символ извечной смены старого новым, то есть продолжения жизни на земле, стоит действующий автоматически маяк Пакри, имеющий более характерные для этого сооружения очертания.


Кстати, это самый высокий в Эстонии маяк — 52 метра. А с учетом высокого обрывистого берега его верхняя точка находится на высоте более 70 метров над уровнем моря. Еще чуть дальше вращаются лопасти ветрогенераторов — новая ступень в ходе научно-технического прогресса человечества. И все это — на одном клочке суши, именуемом полуостровом Пакри.

Царь Петр, а не дядя Вася


Но как быть с древним маяком? Вернее, с той оставшейся от него уродливой каменной глыбой, торчащей над обрывом? Только вид живописного берега портит… Так может подумать кто угодно, но только не Андрей Певгонен.


”Это же Петр Великий построил, а не какой-то дядя Вася!” — восклицает он, кладя ладонь на стену и словно ощущая дыхание эпохи императора-реформатора. А раз это историческое наследие и важнейшая местная достопримечательность, то сохранить его, убежден предприниматель, мы, потомки, просто обязаны.


С трудом открыв ржавый замок и отворив железную решетчатую дверь, прикрывающую вход, Андрей приглашает зайти внутрь. Посреди мрачного помещения — лестница, ведущая к проему наверху. У нее такой вид, что даже приближаться неохота — кажется, может обрушиться, стоит лишь ступить на нижнюю ступеньку. А там, на крыше, какая-то деревянная надстройка. По словам Андрея, военные в советское время соорудили ее для каких-то своих нужд. В ходе реновации маяка она будет снесена, обещает реформатор местного масштаба, и все желающие смогут подняться наверх, чтобы, например, летним вечером полюбоваться в тишине закатом солнца.


”А закаты здесь просто умопомрачительной красоты!” — уверяет Андрей.


Естественно, внутри тоже все будет преобразовано. Возможно, здесь разместится небольшой краеведческий музей. С той стороны башни, которая обращена к морю, предполагается соорудить застекленную терассу на опорах. Но пока именно с этой стороны в полу зияет зловещая дыра, указывающая на то, что старый маяк частично буквально висит над обрывом.


”Недавно под воздействием волн произошло сильное обрушение породы, — объясняет Андрей происхождение дыры. — Еще пара таких обрушений, и, возможно, восстанавливать здесь будет уже нечего…Правда, как говорится, нет худа без добра, сейчас рухнувший кусок частично защищает берег от размывания, если волны не очень большие”.


А вообще понятно, конечно, что берег под маяком нуждается в основательном укреплении, и эти мероприятия тоже в планах у энергичного предпринимателя.


Как и многое другое. Предстоит обустроить всю окрестную территорию, сделать здесь центр культуры и отдыха, где будет интересно и взрослым, и детям.

И засучил рукава


Андрей Певгонен обосновался здесь несколько лет назад. Финн-ингерманландец по отцовской линии и русский по материнской, он окончил школу в Пайде, потом получил техническое образование в Хельсинки, там же, в Финляндии, а также в России работал в области металлообработки. Все изменилось для Андрея, когда он очутился на полуострове Пакри.


”Сложное чувство испытал, — признается он. — Я сразу влюбился в это место. В то же время наводила тоску заброшенность территории”.


И все же первое чувство возобладало. И да, те самые закаты солнца покорили сердце молодого человека с романтическим, похоже, складом души. А что касается заброшенности, это ведь все поправимо.


И он засучил рукава. Многое уже сделано. Действует кафе. Подвал, некогда служивший для хозяйственных нужд, превращен в выставочный зал. Есть сцена для концертов под открытым небом. Забетонированная площадка — это фундамент для будущего гостевого дома.
Местность уже украшает мраморная копия известного произведения уроженца здешних мест, выдающегося эстонского скульптора Амандуса Адамсона ”Последний вздох корабля” (оригинал находится в петербургском Эрмитаже). Заботу по доставке постамента для нее, пока еще не приведенного в порядок, взяли на себя волостные власти.


Действующий маяк также станет составной частью создаваемого комплекса. С недавних пор он доступен для посетителей, и те, кто способен одолеть 275 ступенек по лестнице, в награду могут полюбоваться со смотровой площадки открывающимися далями.


Руки у Андрея растут из правильного места, и большинство работ он выполняет сам, при участии одного своего товарища.

У экологов есть вопросы


И все же главная его забота — петровский маяк. Работы по реновации сооружения и особенно по укреплению берега потребуют довольно больших финансовых затрат. Андрей надеется, что его призыв организовать сбор пожертвований найдет отклик у людей. Во всяком случае жители Палдиски, как уверяет активистка местной Русской общины Альбина Стерзлева, обязательно помогут материально, а моральную поддержку они оказывают уже сейчас.


Департамент охраны памятников старины также поддерживает инициативу предпринимателя. Там даже рады, как предполагает Андрей Певгонен, что нашелся человек, взявшийся привести в порядок объект, до которого у департамента не доходили руки.


Самому ему, однако, отступать некуда. Не для того же он приобрел на аукционе (в конкуренции с семью другими претендентами) эту недвижимость, уплатив за нее, правда, сравнительно немного — чуть больше 5000 евро.


Зато к предпринимателю есть вопросы у другого ведомства — Департамента окружающей среды. И пока эти вопросы не решены, сбор пожертвований объявлять преждевременно.
Что же беспокоит защитников природы? Ведущий специалист по защите природы Департамента окружающей среды Марет Вилдак обращает внимание на то, что район, о котором идет речь, находится в природоохранной зоне, и что глинт Пакри считается ценным явлением природы. Поэтому все технические решения здесь должны приниматься с учетом этих обстоятельств.


Кроме того, щели в крутом береговом склоне на полуострове являются местом гнездования редкого вида птиц — чистиков, относящихся ко II категории защиты. По последним данным, здесь сейчас насчитывается 10–20 пар чистиков, и за последнее время это количество уменьшилось.


”Реновация старого маяка в принципе возможна, — заключает Марет Вилдак, — но надо подумать, как именно это сделать. Исходя из той информации о предполагаемых работах, которой мы располагаем, пока остаются вопросы, на которые нет ответов, поэтому Департамент окружающей среды на сегодня не сформулировал свою позицию”.


Андрей Певгонен, разумеется, не враг эстонской природе и милым чистикам зла не желает. Только не очень понимает, какой вред глинту и птицам он принесет, если укрепит небольшой участок берега. Тем не менее, готов сотрудничать с экологами и верит, что, в конце концов, все задуманное удастся осуществить. На радость всем.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии