Яркие номера, пантомима высшей пробы, взращенная на опыте традиционного европейского лицедейства; уникальные костюмы, создаваемые годами, многие — на заказ у лучших театральных кутюрье, редчайший реквизит. Один его экземпляр — трехколесный велосипед, используемый артистами в уличных постановках, — встречал всякого, кто заглядывал в последнее десятилетие в городскую Ратушу: именно там жил и работал творческий организм под названием ”Жираф Рояль”. Просторный зал для репетиций, небольшая гримерка и несколько помещений, включая лестничные пролеты — артисты ведь очень практичные люди! — руками Стаса и его семьи превратились в настоящую сокровищницу, арт-галерею, где рождалось волшебство, которым они щедро делились со зрителями всего мира, и особенно везло земляками-нарвитянам, ведь именно они были первыми критиками и ценителями свежих идей, номеров, постановок. Здесь же артисты восстанавливали силы и генерировали новый материал после насыщенных и выматывающих гастролей по разным странам.

Везде, где бывали, ”жирафы” славили Эстонию и родную для Стаса Нарву, в которой родился и его дед, и прадед деда, и куда наш земляк привез семью в конце далеких теперь уже 90-х. Вдумайтесь: только с начала этого года они приняли участие в целой череде интересных международных проектов! ”Это и Парижский цирковой спектакль в Кувейте, и ”День мецената” в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, и на нескольких международных фестивалях за рубежом были, и в организацию первого фестиваля уличных театров в Нарве внесли лепту, приняв артистов из 9 стран”, — рассказывает Станислав.

Так в чем же проблема, спросите вы? Задавшись таким же вопросом, адресую его Стасу и получаю в ответ: ”Ты — первая, кто нас спросил о проблемах, кто вообще говорит с нами как с обычными людьми. Чаще СМИ реагируют на какие-то громкие победы театра и признание на международном уровне, а телевидение подчас просто берет наш визуальный имидж для украшения своих программ. Тем не менее трудности у нас были, есть и сейчас, более того — сегодня они выросли до международного масштаба”.

По словам Станислава, сейчас сама труппа является проблемой для государства, которое ”не смогло и даже не попыталось за 18 лет найти место для театра ”Жираф Рояль”, а все попытки контакта были односторонними”. Тем временем артистическая семья лишена социальной защиты и даже не имеет элементарного медицинского страхования.

На вопрос, пытались ли как-то уж эту-то ситуацию разрешить, Станислав признается: ”Несколько лет назад мы писали мэру города письмо о том, что наша семья доведена до нищенского состояния, а наши заявки на помощь даже не рассматривались комиссией по культуре. Мы писали и министру культуры, но получили отказ в рассмотрении помощи театру. А ведь нас всего три человека, нам не нужно много. И на фоне потока средств на культуру региона и разговоров о Нарве как о культурной столице в 2024 году ситуация выглядит особенно цинично”.

Напомним: Станислав Варкки с женой Ларисой Лебедевой и дочерью Анной — это и есть основной состав театра — приехал в Нарву в конце 1990-х годов из Парижа, где семья жила и работала несколько лет. Вдохновившись непростой историей, особенной атмосферой родного края, Стас начал искать точки соприкосновения театра с культурной жизнью города. ”Мы помогали чем могли, — вспоминает он. — В течение трех лет на средства театра вели бесплатную танцевальную школу для детей, многие выпускники которой затем поступили в вузы по специальности ”хореография”. Проводили фестивали в Усть-Нарве и Нарве — опять же на свои средства — и приглашали из-за рубежа признанных мастеров сцены, которые давали мастер-классы. И таким образом участвовали в формировании уровня нарвской культуры”.

К примеру, коллективу ”Супрядки” с легкой руки Варкки давали уроки солисты легендарного ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского. ”Мы привезли в Нарву прекрасную борьбу капоэйро, — продолжает Станислав, — и поставили первую программу балета Юрия Кувайцева, с которой он стал известен в Эстонии”. А еще по уникальной системе обучения музыкантов профессора Голубева готовили рок-группу ”Авеню” к выходу на профессиональную сцену, вывозили выставки нарвских художников в Москву, в зал Союза театральных деятелей на Страстном бульваре. ”Совместно с нашим другом Романом Бойко запустили уникальный для Эстонии проект арт-клуба ”Ро-ро”, который сегодня широко известен как площадка для выступлений прогрессивных музыкальных коллективов со всего мира и досуга молодежи.

Справка: театр Giraffe Royal участвовал в совместных проектах со многими именитыми деятелями культуры Эстонии, среди которых:
Арво Ихо — кинорежиссер, принимавший участие в съёмках фильма ”Сталкер” Андрея Тарковского, ныне — создатель медиашколы BFM.
Пеэтер Ялакас — режиссер театра ”Фон Крааль”.
Тауно Кангро — скульптор, создатель галереи.
А с Адольфом Кяйсом Станиславу Варкки и Ко довелось поставить спектакль ”Бессаме мучо” в Русском театре Эстонии.

Достойный багаж, не правда ли? Хотя те, кто хоть однажды видел выход артистов, не нуждаются в дополнительном резюме — марку видно сразу. И тем не менее на вопрос, когда же зрители Ида-Вирумаа вновь увидят выступления ”Жирафа”, его создатель разводит руками: ”Не знаю. К сожалению, отдел культуры города без объяснения причин игнорировал наши заявки на участие в ”Осенней столице” и в праздновании дня города; наши зрители-нарвитяне спрашивают, когда же мы снова встретимся, а нам и ответить-то нечего. Иногда смотрю на ситуацию не как участник, а как простой горожанин, и диву даюсь. Неужели можно так просто взять и вышвырнуть из города ”очередных кому-то не понятных” деятелей под молчаливое внимание уважаемой публики? Потому что по фактам нас методически выживают из города”.







Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии