Эстонские кроны прекратили свое хождение 14 января 2011 года (в первые две недели после введения евро в ходу были две валюты одновременно), и с тех пор официальным платежным средством у нас является только евро. Так как кроны больше не используются, то с каждым годом их количество все уменьшается, ведь люди, сохранившие у себя кроны, зачастую просто меняют их на евро.

Банк Эстонии до сих пор занимается обменом эстонских крон на евро и будет продолжать это делать безвременно. То есть как сейчас, так и через 20 лет можно будет принести свои эстонские деньги и поменять их на евро.

Потенциальные богатства

Как рассказывает эксперт по связям с общественностью Банка Эстонии Эва Вахур, в обмене нет ничего сложного. Вам всего лишь необходимо принести свои кроны в музей Банка Эстонии, где их быстро поменяют на евро.

”А вот если со временем купюры были повреждены или хранились в неподлежащих условиях, необходимо их принести не в музей, а именно в Банк Эстонии, где они будут направлены на экспертизу, — рассказывает Вахур. — Если банкноты сохранились хотя бы наполовину и серийный номер можно прочитать, то такие купюры вам поменяют на евро без лишних проверок”.

При переходе на евро наверняка каждый из нас оставил дома частичку прошлого, купюры и монеты Эстонской Республики. И это на сегодняшний день огромные суммы денег.

”На данный момент существует столько купюр и монет эстонских крон, что потенциально в евро они стоят более 45 миллионов. Из них 38 миллионов евро составляет стоимость имеющихся на руках у населения купюр и на 7 миллионов у людей осталось монет”, — говорит Эва Вахур.

А все те кроны, которые люди уже успели поменять на евро, просто уничтожаются. Бумажные деньги разрывают в специальных машинах, а монеты проходят прокатку и становятся непригодными для использования.

Оставшиеся миллионы

Огромная сумма в 45 миллионов евро, конечно, не лежит у одного человека под матрацем. Как говорит коллекционер со стажем Каймар Ильвес, в руках частных лиц, коллекционеров или нумизматов может находиться всего около 10 миллионов крон. Остальные же средства, скорее всего, остались у финансовых учреждений.

”По подсчетам, количество монет, которые остались на руках у людей, может превышать количество непереработанных купюр, но это не значит, что в сумме их больше, — объясняет Ильвес. — Ценность бумажных денег все же выше, 1 крона монетой или же 500 крон бумажкой — разница все-таки немалая”.

Ностальгическая находка

Никогда не знаешь, что и где найдешь. Житель Таллинна Эрки Халланг купил себе квартиру, которая нуждалась в капитальном ремонте. Работы по демонтажу в квартире начались в прошлом месяце.

”Я позвал на помощь своих друзей, и в один прекрасный день под ковром под огромным шкафом в спальне нашелся сверток бумаги, чистый и аккуратный. Внутри было что-то плотное. Когда мы его развернули, обнаружили там старые эстонские кроны”, — рассказывает Эрки.

Такая находка привнесла оживление в компанию. Позже на бумажке обнаружили и рукописные надписи а-ля ”бренди — 55 крон”, ”поход к врачу — 100 крон” и так далее.

”Конечно, клад мы нашли небольшой, там было 1232 кроны, что по нынешнему курсу составляет всего 78,74 евро. Там было две купюры по 500 крон, две по 100 крон и еще маленькие купюры”, — рассказывает Эрки.

Скорее всего, как считает он, эти деньги спрятал бывший владелец квартиры, мужчина, который сам участвовал в постройке этого дома. Соседи называли его ”дядя Эйно”, у его родственников Эрки и купил квартиру.

Конечно, сразу возник вопрос, что же делать с внезапно свалившимися на голову деньгами. Эрки поступил так, как посчитал правильным.

”Я отдал эти деньги бывшему владельцу, а точнее внуку этого дяди Эйно, Маргусу. В ходе продажи квартиры выяснилось, что дядя Эйно — дедушка Маргуса, с которым мы знакомы уже более двадцати лет, — говорит Эрки. — По договоренности одна 100-кроновая купюра осталась у меня, и после ремонта я планирую найти для нее почетное место в квартире. Например, повешу в рамочку на стену”.

Нашел клад, а дальше что?

Если посчастливилось найти клад, пусть даже небольшой, и есть сомнения в его ценности, то стоит обратиться к специалистам. Как считает коллекционер Каймар Ильвес, оценка никогда не помешает, но все зависит от конкретной находки.

”Бывают случаи, когда человек находит на полу старую грязную бутылку советского времени и считает, что необходимо продать ее за огромные деньги, чтобы выбиться в список богачей Эстонии. А кто-то после смерти бабушки разбирает вещи и ее ценный сервиз XVII века просто относит в Центр вторичного использования (Uuskasutuskeskus) в надежде, что он кому-то пригодится”.

Причем на деле такая вещь, которую отдали бесплатно или продали за бесценок, может оказаться весьма ценной. А другая, кажущаяся раритетом, на поверку выйдет пустяком, ничего не стоящим. По словам Ильвеса, оценка нужна в первую очередь для того, чтобы понять, есть ли смысл вообще заниматься продажей.

”Если надо сделать оценку какой-либо находки, необходимо обращаться непосредственно к специалистам, которые занимаются этим каждый день по работе или в качестве хобби, — объясняет коллекционер. — Можно обратиться и к нам в Эстонский союз коллекционеров и любителей старины. К нам постоянно приходят те, кто интересуется такими вещами и изучает рынок”.

Как разъясняет Каймар Ильвес, тут нельзя просто поставить ценник и ждать, пока кто-то купит. Тут необходимо сопоставлять спрос и предложения. Те вещи, на которые есть большой спрос, и необходимо продавать. Вещи без спроса не имеют ценности.

”Например, этикетки спичечных коробков. Предложений на них много, а вот покупателей, которым это было бы интересно, не очень. Или же марки 1970–80-х годов, которые есть почти в каждом доме, а покупателей на них нет”, — говорит Ильвес.

Сейчас больше всего, по словам Каймара Ильвеса, интерес представляют старые монеты, нагрудные значки, медали, различные знаки отличия, вещи первой необходимости из драгоценных металлов, прикладное искусство и искусство в его широком смысле. Эстонские кроны в данный список не входят. Быть может, лишь пока.

Поделиться
Комментарии