Большинство жителей Эстонии даже не подозревают, какие опасности подстерегают их на рабочем месте
24 апреля под руководством Европейского агентства безопасности труда и трудового здравоохранения стартовал двухгодичный проект, цель которого в том, чтобы обратить внимание людей на опасные вещества в рабочей среде. Особое внимание будет уделено канцерогенам, которые являются причиной большинства профессиональных заболеваний со смертельным исходом в Евросоюзе. Прямым текстом говорится, что жители Эстонии совершенно не умеют распознавать опасные вещества в рабочей среде.
Но посвященная проекту страница в интернете не дает информации на русском языке. ”МК-Эстония” решила выяснить, что и кому грозит.
По словам генерального директора Трудовой инспекции Марет Марипуу, опасных веществ в рабочей среде намного больше, чем мы можем заметить.
”Они встречаются практически на всех рабочих местах — от пыли и чистящих средств до асбеста и дизельного загрязнения, — говорит она. — Если при несчастном случае на производстве проблемный результат виден нам сразу, то заболевание, обусловленное загрязнением рабочей среды, может проявиться лишь спустя годы”.
Другими словами, если вы некоторое время работали в фирме, а потом поменяли работу, и у вас вдруг диагностировали онкологию, то вполне может статься, что спровоцировали ее опасные вещества на первой работе. Но так как это все развивается месяцы и годы, то доказать что-то будет сложновато.
Диагностируют меньше, чем есть
По словам руководителя отделения онкологии Восточно-Таллиннской центральной больницы, доктора Кристийны Оямаа, очень важно, чтобы человек сам проявлял заботу о состоянии своего здоровья.
”Взрослые обычно проводят очень много времени на работе, и поэтому условия рабочей среды оказывают большое влияние на здоровье, — подчеркивает она. — Общеизвестно, что табак является причиной рака легких, однако существует и много других опасностей. В жаркую погоду можно нередко видеть, как дорожные рабочие трудятся под палящим солнцем. Как врачу мне очень больно смотреть на это, потому что, как правило, они не пользуются даже солнцезащитным кремом, не говоря уже о защитной одежде”.
По словам председателя Центрального союза профсоюзов Пеэпа Петерсона, основываясь на европейской статистике, можно сказать, что в Эстонии ежегодно у 500 человек диагноз может быть связан с рабочей средой.
”У нас регистрируется около 70 профессиональных заболеваний в год, однако среди них нет ни одного ракового диагноза”, — удивляется он.
Петерсон призывает работников требовать от предприятий проведения анализа рисков, наличия необходимых и подходящих средств личной защиты и их использования.
”Я настоятельно рекомендую работникам обязательно ставить своих работодателей в известность, если возникает хотя бы малейшее подозрение в небезопасности рабочей среды”, — добавляет он.
По словам представителя работодателей, генерального директора Торгово-промышленной палаты Майта Пальтса, результаты проведенного недавно палатой опроса свидетельствуют о том, что осведомленность об опасных веществах на рабочих местах довольно низкая.
”85% работодателей хотят получить дополнительную информацию об этом и считают важным также повысить уровень осведомленности работников. Это говорит о том, что настало время обсудить данную тему, потому что интерес и готовность к этому, несомненно, есть”, — поясняет он.
А теперь задумайтесь: какие опасные вещества есть у вас на работе? И сравните свои предположения с тем, что говорят на эту тему специалисты.
Самые опасные места
”Чаще всего диагностируют профзаболевание или происходит несчастный случай там, где есть опасные химикаты, — констатирует заведующая службой гигиены труда Трудовой инспекции Силья Соон. — Например, человек работает с очень сильным веществом, но без защиты для рук и верхних дыхательных путей. Или работник помыл свои руки средством, на упаковке которого написано, что нужно избегать контакта с водой”.
Еще одна группа риска: сотрудники мебельных предприятий. Даже если мебель из цельного дерева, образуется пыль, которая является канцерогеном. При этом фирма не выдает сотрудникам никаких средств защиты.
Сферы, где наиболее часто встречаются опасные вещества, — это также стройка, сельское хозяйство, химчистки, автомойки. Практически на всех промышленных и производственных предприятиях в той или иной мере используются опасные вещества.
”При этом в последнее время профзаболеваний диагностируется мало — в среднем 32–38 в год. Как правило, это те болезни, причиной которых стала физическая перегрузка. Заболеваний с опасными химикатами из них — около 10%”, — поясняет Соон.
Тем не менее, она считает, те 500 случаев заболеваний раком, о которых упоминал профсоюзный лидер, — не очень объективная статистика. И нельзя сказать, что все эти случаи связаны с работой.
Но как же, если вы подозреваете неладное, доказать в случае чего, что заболевание возникло из-за опасностей именно на этой работе?
Соон отмечает, что для выяснения проблем со здоровьем человеку нужно обратиться к семейному врачу или врачу-специалисту. Если выявляется проблема, то доктор отправит вас к специальному врачу, занимающемуся здравоохранением на рабочем месте. Профзаболевание может диагностировать только он.
Но для этого ему нужно также ознакомиться с условиями труда там, где человек находится или находился, если речь идет о предыдущем месте работы. Специалист осматривает рабочее место, изучает анализ рисков, предыдущие проверки здоровья работника и прочие документы. И когда профзаболевание выявлено, он направляет заключение семейному доктору или врачу-специалисту.
Если удастся выявить профзаболевание, то работодатель будет должен в таком случае платить сотруднику компенсацию. Ведь по закону, пострадавшему нужно будет компенсировать возникшие расходы, в том числе, и на возросшие потребности.
То есть если человек раньше справлялся сам, а теперь ему нужна сиделка или помощник, то это — яркий пример возросших потребностей.
А также нужно будет возместить ущерб от частичной или полной нетрудоспособности — в том числе, снижение доходов и расходы, связанные с тем, что человек теперь не так уже справляется с повседневными делами.
Но не всегда работнику и работодателю удается между собой полюбовно договориться. И если предложенная компенсация не устраивает, то нужно обращаться в суд.
Не знаем — не значит, что нет
”С каждым годом регистрируется все меньше и меньше заболеваний, связанных с работой. Но мы, к сожалению, не можем сказать, что работники в Эстонии теперь здоровее, а рабочая среда — существенно лучше, — говорит Соон. — Причина кроется в процедурах, связанных с диагностикой. А также в том, что некоторые доктора позволяют продолжать человеку с профзаболеванием работать на том же месте. Так что установка ограничений в данном случае, чаще всего, — исключение”.
Другими словами, диагностировать профзаболевание на самом деле порой довольно сложно — тут и личное отношение врача, и мягкость по отношению к работодателю.
Однако все вышесказанное совершенно не значит, что офисным работникам и сотрудникам, например, магазинов стоит тут расслабиться. На самом деле атмосфера в закрытом помещении тоже может оставлять лучшего — если накануне уборщица активно все чистила химией, то на следующий день вы этим дышите.
Уборщицы, кстати, тоже в группе риска. Да, они при использовании сильной химии в загрязненных местах надевают перчатки, но респираторы — не всегда. И по чуть-чуть, но постоянно подвергаются воздействию химических веществ, регулярно вдыхая их. А если у работницы — несколько объектов в день, то тем более.
Цель начавшегося проекта по повышению осведомленности заключается в том, чтобы обратить внимание людей на скрывающиеся в рабочей среде риски, связанные с опасными веществами.
Разумеется, веществ, которые могут спровоцировать опасные болезни, на самом деле гораздо больше, чем мы думаем. И мы зачастую не знаем, что мы уже заболели, поскольку симптомы еще не проявились.