Экономист: перевод часов — ненужная и устаревшая привычка
Сейчас 110 стран из 192 существующих регулярно переходят на зимнее и летнее время. Но в последнее время в мире все чаще стало высказываться мнение о полной бессмысленности перевода часов. Исследователи выяснили, что это причиняет большой вред экономике, а зарабатывают на этом только производители лекарств и аптеки, пишет экономист Дмитрий Смирнов в "МК-Эстония".
В Африке на сезонное время переходят только в трех странах — Египте, Тунисе и Намибии. Из постсоветских республик часы не переводят Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Грузия и Киргизия. Не так давно Япония, Китай, Сингапур, Южная Корея тоже решили отказаться от практики перехода.
Постепенно вопрос стал актуальным и в Евросоюзе. Согласно директиве от 2010 года все страны ЕС должны переводить время одновременно. Но в прошлом году в Финляндии было собрано более 70 000 подписей в пользу отказа от перевода часов. Впрочем, финский парламент не стал принимать решение, так как вопрос находится в ведении Евросоюза.
И вот 9 февраля Европарламент принял резолюцию, в которой призвал Еврокомиссию тщательно оценить целесообразность перехода на зимнее и летнее время и в случае необходимости пересмотреть директиву.
Впервые сезонный перевод осуществили в Великобритании в 1908 году. Смысл был в том, чтобы рабочий день максимально совпадал со световым днем, что должно было привести к снижению потребления электроэнергии.
Но надо учитывать особенности того времени. Отрасль энергетики только начинала развиваться. Первые электростанции были маломощными, их было мало. Спрос на электроэнергию значительно превышал предложение, а в часы пик электростанции не справлялись с нагрузками. В условиях дефицита электроэнергии и встал вопрос об экономии и рациональном использовании ценного ресурса. В те времена большая часть электроэнергии тратилась на освещение, так что перевод часов мог дать некий положительный эффект.
Но в наши дни все изменилось, отрасль энергетики вышла на новый уровень развития, проблемы дефицита как такового больше нет. Скорее наоборот: энергопредприятия жалуются, что из-за низкого потребления электричества они не в состоянии содержать электросети, и в результате вводится абонентская плата. То есть государственным монополистам выгодно, чтобы люди потребляли больше энергии. Тогда какой смысл переводить часы ради экономии?
К тому же за последние 100 лет существенно изменилась структура потребления. На освещение идет лишь небольшой процент, поэтому и экономия должна быть небольшой. По самым оптимистичным оценкам, в результате перевода часов можно сэкономить до 1% от производимой электроэнергии.
У противников перевода часов аргументов становится все больше. Самый главный — это нарушение биоритмов человека. Больше всего страдают маленькие дети и пожилые люди, а также больные, которые должны принимать лекарства в точное время.
По данным американских исследователей, в первое время после перевода стрелок часов количество смертельных исходов от несчастных случаев в США возрастает на 6%, травм с утратой трудоспособности — на 7%, число вызовов скорой помощи — на 12%, самоубийств — на 66%, а от инфарктов умирают на 75% больше. Примерно на треть увеличивается число несчастных случаев в ДТП.
Недовольны переводом часов и транспортные предприятия, занимающиеся перевозками, ведь им регулярно приходится перекраивать расписания.
Так что в итоге мы видим, эффекта от экономии электроэнергии практически нет. Мало того, вреда на самом деле больше, чем пользы. Сейчас перевод часов — это всего лишь традиция. Может, наконец, у Еврокомиссии хватит здравого смысла отказаться от этой ненужной и устаревшей привычки?