Утро среды 24 января в доме на Мадала, 15, в Таллинне было абсолютно таким же, как и любое другое утро в будний день, за исключением внезапно отключившегося электричества. В 10:15 председатель квартирного товарищества Лидия Швец позвонила в компанию Eesti Еnergia, потому что дом оказался на три четверти обесточен.

День без электричества

”До того, как в 14–15 часов приехала первая бригада от Elektrilevi, я попросила одного электрика посмотреть, что могло случиться. Он проверил своим тестером кабели в нашем щитке и сказал, что ток не поступает, значит, проблема в щитке Elektrilevi. Когда приехали специалисты фирмы, они проверили наш щит, свой и сказали, что нас надо перевести на резервный кабель. Этот кабель оказался неработающим, и рабочие уехали”, — рассказывает Лидия.

Часов в пять на Мадала, 15, приехала другая бригада, констатировала, что на резервный кабель дом перевести невозможно и нужно привозить электрогенератор. Только около семи вечера генератор привезли и подключили. Как только дали электричество, председатель пошла в теплоузел запускать отопление, но насос не включался. В этот момент ей стали звонить взволнованные жильцы дома.

”Когда дали электричество, у нас лампа загорелась, как прожектор. У меня муж — электрик, он сразу достал тестер, замерил, а в розетке напряжение 330 вольт. Муж пошел к техникам, которые подключали генератор, сказал, что они неправильно воткнули фазы. Рабочие быстро выключили генератор, и все снова погасло”, — рассказывает одна из обителей дома Татьяна.

Председатель КТ, которая за целый день в своей квартире даже не была, решила сходить домой буквально на пять минут. Когда она спускалась обратно, электричество снова дали, и она смогла включить отопление в доме.

Непризнанная ошибка

”Тогда еще я не знала, что у меня сгорел шлагбаум, домофоны. Знала только про соседские убытки. И, конечно, спросила этих молоденьких мальчиков из фирмы Leonhard Weiss Energy AS, партнера Elektrilevi, кто будет возмещать ущерб. На что они мне ответили, что никто, и стали рассказывать про отсоединенный в нашем щитке кабель. Якобы он был не прикручен уже лет 16. Но как же так? Щит этот опломбирован Elektrilevi, все это время у нас было электричество, за 18 лет ни одной проблемы. Почему до этого у нас ничего не сгорало?”, — недоумевает председатель.

Лидия считает, что пока она на 5–7 минут отлучилась, техники, осознав свою ошибку, сами открутили кабель, сфотографировали и прикрутили обратно перед тем, как подключить генератор.

”На следующий день я попросила Elektrilevi прислать мне протокол работ, что и когда делала каждая бригада. Со мной связался сотрудник и по телефону признал вину работников, которые неправильно подключили фазы. Я попросила прислать мне письменное подтверждение на электронную почту, он неделю обещал это сделать, говорил, что все выслал, но я так ничего и не получала. Сказал, чтобы жильцы подавали заявки о возмещении убытков на сайте Elektilevi. Я предупредила всех, а 1 декабря мне пришло письмо, что виновато товарищество и отсоединенный кабель в нашем щите”, — говорит Лидия.

После этого она пришла в негодование, ведь ей говорили, что фирма признает свою вину. По словам Лидии, сотрудник Elektrilevi на очередной ее звонок ответил, что то были лишь его слова, а сейчас есть заключение комиссии. При этом в самом Elektrilevi ”МК-Эстонии” заявляют, что прослушали разговоры и не нашли ничего такого, что указывало бы на признание вины.

От телефона до стиральной машины

Председатель КТ готова голову дать на отсечение, что никакого отсоединенного кабеля быть не могло, ведь товарищество регулярно проходит проверки. Независимый эксперт из фирмы Tera AS, которого пригласили после случившегося, также пришел к выводу, что, скорее всего, имела место ошибка при подключении генератора, а не отсоединенный кабель. Меж тем жильцы задаются главным вопросом — кто возместит им ремонт и покупку сгоревших приборов?

”У меня сгорел пуль управления сигнализацией. Пришел мастер, констатировал, что пульт сгорел, требуется замена. Но никакой акт он мне дать не смог. Я должен сейчас 150 евро заплатить, а потом меня отправят куда подальше? Еще у меня сгорел телефон с зарядкой и компьютер. И что мне делать?” — возмущается проживающий в доме Евгений.

Лидия подтверждает, что радиотелефоны сгорели у многих, у одной соседки сгорел роутер. В другой квартире сгорела стиральная машина, микроволновка и встроенная духовка. И так у многих.

”У моей мамы полетела вытяжка. Лампочки, я думала, лопнут, так сильно свет горел! Радиотелефон сгорел, радиоприемник. И все пришлось ехать покупать. Почему? Оно же не само сломалось! Кто теперь это оплатит?” — спрашивает Ирина, мать которой живет на Мадала, 15.

Жильцы возмущены тем, что почти 90 квартир дома остались без электричества зимой, и считают, что вместо того, чтобы исправить проблему, поставщик электричества добавил им новых — сгоревшие приборы.

”У нас нет выбора, кроме Elektrilevi, они монополисты. После такого отношения мы бы и отказались от их услуг, но перейти не к кому. Такая большая фирма, наши убытки для них — мелочь. Обидно, что к нам такое отношение”, — в один голос заявляют жители дома.

Ответственность КТ

Начальник клиентского отдела Elektrilevi Айнер Тийтсон подтверждает, что 24 января по адресу Мадала, 15, произошло отключение электричества. Причиной этого стали проводимые неподалеку работы, во время которых был поврежден электрический кабель.

”На месте выяснилось, что быстро восстановить в доме электросоединение с помощью резервного кабеля не получится, поэтому решили установить генератор, который временно снабжал бы электричеством жилье. После подсоединения генератора к распределительному щиту дома выяснилось, что в доме произошли перегрузки. Тогда партнер Elektrilevi, который осуществлял работу, отсоединил генератор от распределительного щита. При более подробном изучении выяснилось, что ошибку вызвал относящийся к КТ распределительный щит, в котором провода были неправильно подсоединены”, — объясняет Айнер Тийтсон.

Он отмечает, что генератор подключили к распределительному щиту КТ, другими словами к транзитному щиту, который находится вне дома. Проблемное место находилось внутри дома в главном щите. При подключении генератора снаружи в этом щите изменился только источник питания. Раньше им был запиточный кабель в подстанции, потом стал генератор.

”Наши анализы показывают, что эта ошибка в щите была и прежде, но до этого соединение выдерживало. После подсоединения генератора к распределительному щиту эта ошибка дала о себе знать. Понимаем переживания жильцов и извиняемся за разрыв. Но он не был причиной поломки техники. Т.к. ущерб клиенту причинило неправильно установленное оборудование, то есть щит товарищества, к сожалению, Elektrilevi в этом случае ущерб не компенсирует. Какие приборы находятся в зоне ответственности фирмы, обслуживающей соединение, а где начинается система, принадлежащая клиенту, отражено в договоре о подключении”, — добавляет Тийтсон.

Проблемы были и раньше

Айнер Тийтсон советует товариществам убедиться в рабочем состоянии своих электроустановок, а также в их безопасности. Для этого Elektrilevi рекомендует заказать проверки, которые предлагают разные предприятия.

Но почему же раньше в доме не горели приборы, если провода в щите товарищества были подключены неправильно?

”Мы проанализировали место потребления и можем подтвердить, прежде там тоже были проблемы с напряжением. Подробные данные потребления мы сейчас не отслеживаем в реальном времени, только анализируем задним числом, если для этого есть необходимость, — поясняет Айнер Тийтсон. — Жилец этого дома обращался в Elektrilevi 30 ноября и сообщал, что в доме проблема с напряжением. Тогда мы вместе пришли к выводу, что проблема внутри дома, то есть в зоне ответственности КТ, и поняли, что для решения проблемы надо вызвать электрика”.

На вопрос о том, должны ли техники проверять оборудование перед тем, как дать напряжение, или в их обязанности входит только ”нажать на кнопку”, представитель Elektrilevi отвечает, что изначально предполагается, что электросистема исправна и соответствует требованиям.

”Еще раз повторяю, что проблема с напряжением была в щите, который находился внутри дома, то есть электрик в момент подключения генератора не занимался этим. Elektrilevi обращает внимание на всевозможные опасности и неисправные места, которые могут проявиться в момент произведения работ. Если во время наших работ выясняется, что неисправность в электросистеме клиента, мы сообщаем об этом и по возможности помогаем ее ликвидировать. В данном случае проблемы в момент установки генератора не было видно, она выявилась после подключения”, — добавляет Тийтсон.

Собрать доказательства

Если КТ намерено отстаивать свою точку зрения, по словам присяжного адвоката Евгения Твердохлебова из Advokaadibüroo Vindex, нужно в первую очередь собрать доказательства произошедшего. Это могут быть показания свидетелей или документы. То есть нужно собрать объяснительные с жильцов дома о том, что лампочки горели ярче обычного и сгорали, приборы выходили из строя. Также объяснение человека, измерившего напряжение, о результатах его измерений.

Наконец, объяснение председателя КТ о том, что представитель Elektrilevi признавал неправильное подключение.

”Если Elektrilevi не отрицает, что напряжение в сети было 330 вольт, а только оспаривает, из-за чего так произошло, то далее нужно получить письменное мнение специалиста о причинах случившегося. После этого на основе собранного материала нужно решить, предъявлять ли требования к Elektrilevi, — комментирует присяжный адвокат. — Сначала можно предъявить требование внесудебно, отправив письмо, и если требование не удовлетворят, то можно обратиться в суд”.

При этом, отмечает Евгений Твердохлебов, следует иметь в виду, что результат судебного спора предсказать невозможно, это как игры на удачу.

”Бывали случаи, когда безнадежные дела удавалось решить успешно, и бывали случаи, когда проигрывали, хотя при обращении в суд были уверены в победе. Поэтому судебное дело не стоит затевать на последние деньги, а только если есть средства на эксперименты. В случае проигрыша нужно быть готовым возместить другой стороне ее расходы”, — подводит итог адвокат.

Конечно, вступать в судебные тяжбы не хочется никому, поэтому первая мысль о том, как обезопасить себя от подобных неприятностей — это страховка. В договорах о домашнем страховании есть пункт, где говорится о перенапряжении и скачках напряжения. Их последствия являются внутренней поломкой и, по словам страхового брокера фирмы Vagner Юлии Пинчук, не являются страховым случаем. Домашнее страхование покрывает только внешние поломки. А вот юридические лица могут застраховать свое имущество от такого ущерба. То есть товарищество может оформить такую страховку на свое оборудование.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии