Дорогостоящий эксперимент центристов с тремя русскими школами: результаты будут видны лишь через пять лет
Они уже потратили деньги и наслаждаются возможностью приобретать литературу, отправлять учеников на экскурсии и покупать планшеты в учебных целях.
Решение о выделении миллиона евро в год было политическим и остается лишь надеяться, что в результате действий этих школ сформируется языковая программа, которая поможет и остальным.
Открытый урок эстонского языка для учеников седьмого класса Ласнамяэской гимназии. В качестве гостей в классе присутствуют чиновники Таллиннского департамента образования, кое-то из руководства школы, я (автор статьи Лаури Танклер — прим. переводчика) и фотограф.
К уроку, кажется, подготовились очень хорошо. Сначала на расположенных в углу креслах-мешках проходит дискуссия. "Minul on kodus…" — громко читает один из учеников и начинает вспоминать слова. "Papagoi!" Далее дети перемещаются за парты, где пишут и читают, после чего приступают к обсуждению животных. Из-за гостей ребята немного волнуются, но с заданием справляются неплохо. В конце урока гости хвалят преподавателя, благодарят и уходят. Мешки остаются ждать следующих учеников.
Все эти кресла в классах и коридорах, новые учебники эстонского языка, художественная литература на эстонском, настольные игры, совместные проекты с эстонскими школами, новые компьютеры и курсы повышения квалификации для учителей стали возможными благодаря министру образования и науки Майлис Репс и прописанному в коалиционном договоре обещанию от Центристской партии, согласно которому, три таллиннские школы в течение четырех лет получат 3,3 млн евро на усовершенствование процесса обучения эстонскому языку.
Первую часть этих средств, то есть по 100 000 евро, три школы (Ласнамяэская гимназия, Линнамяэский русский лицей и Кесклиннаская русская гимназия) получили в конце сентября прошлого года. Договоренность с министерством у города была и раньше, но бумаги подписали лишь 26 сентября. Чтобы потратить 100 000 евро, у школ оставалось три месяца, и они получили полную свободу действий. Согласно приложению к договору, на эти средства школы обязуются создать более благоприятные условия для обучения эстонскому языку с целью достижения учениками по окончанию гимназии уровня С1.
Формулировку задачи, однако, можно назвать слишком общей. Первое пособие предназначено для поддержки языкового обучения учеников седьмого класса, поэтому оценить продуктивность в полной мере можно будет лишь через пять с половиной лет. Таким образом, у школ на эксперименты остается шесть лет и более четверти миллиона евро ежегодно.
К 15 января школы должны были предоставить отчет о результатах проделанной в рамках проекта работы. В направленном министерству Таллиннским департаментом образования документе каждый расход отдельно не расписывается, но отображается, что школы потратили практически все отведенные им средства: Ласнамяэская гимназия — 99 999,50 евро, Линнамяэский лицей — 98 503,49 евро и Кесклиннаская гимназия — 99 998,61 евро.
”Безусловно, это хорошо, что нам выделили деньги, — сказала заведующая учебной частью Линнамяэского русского лицея Наталья Людикайнен, ответственная за воплощение проекта. — Мы смогли купить много учебников”. Кроме того, были приобретены видео- и аудиоматериалы, в том числе фильмы на эстонском языке, развивающие игры. Ученики ездили в гости в школу Хяэдемеэсте, проводились и другие экскурсии. Выделенные средства позволили оплатить учителям сверхурочную работу (к примеру, сопровождение во время экскурсий) и привлечь к обучению приглашенных педагогов.
По словам Людикайнен, предварительную инвестицию можно разделить на три части: методические материалы (учебники и курсы), мероприятия для учеников (интеграция в эстоноязычную среду) и ИТ-решения (в том числе 36 планшетов и четыре документ-камеры). Заведующая отметила, что средства использовались разумно и родители тоже довольны. (По словам директора Ласнамяэской гимназии Андрея Канте, ему все же приходилось сталкиваться с недовольством некоторых родителей относительно планов школы по углублению процесса обучения государственному языку).
В этом году и как минимум в течение двух последующих (пилотная программа рассчитана в общей сложности на шесть лет, но стратегия государственного бюджета и коалиционный договор смотрят лишь на два года вперед) данные три школы будут получать по 250 000 евро в год. Кроме того, ежегодно на них будет выделено дополнительно 250 000 евро, что составит в общей сложности 333 000 евро каждому учреждению.
Для сравнения: в рамках другой программы по языковому погружению школы получают через целевое учреждение Innove стартовое пособие в размере 2000 евро. Ласнамяэская гимназия, кстати, в этой программе тоже участвует. Innove поддерживает школы пособием в 185 евро на каждого ученика, участвующего в программе погружения (что для той же Ласнамяэской гимназии означало бы 35 705 евро) и дополнительными средствами на повышение квалификации учителей. Всего в седьмых классах трех участвующих в пилотной программе школ обучается 346 детей, что составляет целых 2890 евро на ученика в год.
”Эти суммы были большими, — отметила руководитель фонда интеграции Ирене Кяосаар. — Я выступаю за открытый конкурс и за то, чтобы присоединяющиеся к проектам школы сами просчитывали, что они будут делать и как все это будет выглядеть. На тот момент этого не было”.
”Это было прямым политическим предложением министра, чтобы [участвовали] эти школы. С этой точки зрения процесс отличался от предыдущих программ, где проводились конкурсы”, — заметила Кяосаар и добавила, что именно эти учебные учреждения ходатайствовали об исключениях при переводе на эстонский язык обучения.
Как Кяосаар, так и вице-канцлер по вопросам общего образования министерства Март Лайдметс отметили, что смысл программы как раз и заключается в том, чтобы предоставить школам, которым, по их мнению, не подходят существующие языковые требования и программы, большую свободу действий и возможность при помощи пособий разработать собственную программу.
”Они утверждали, что освоению эстонского языка мешают рамки, в которые заключен учебный процесс, и нехватка средств, — сказал Лайдметс. — Сейчас им предоставлена возможность определить сообща возможные варианты для эффективного обучения”. В качестве платы за гибкость и дополнительное финансирование школы обязуются показать результаты, превышающие минимальные требования.
По словам вице-канцлера, первые три месяца участия в пилотном проекте для школ были, скорее, временем постановки целей и выбора подходящих методов и материалов, и на формирование полноценной учебной программы нужно время. ”Если они изыщут разумные средства и подходы, то это, безусловно, можно будет использовать их и в других школах”, — отметил Лайдметс.
Как бы то ни было, ни для одной другой школы стратегией государственного бюджета таких больших годовых пособий не предусмотрено.