Пищевая моль стала напастью для Эстонии: как с ней бороться? "Видела зараженную крупу и в солидном магазине"
Европейское, да еще и электронное государство, которым Эстония не без гордости себя называет, порой преподносит сюрпризы. Потому что ни одни высокие технологии, оказывается, не в состоянии спасти население от банальнейшей угрозы — пищевой моли. На данный момент в Эстонии это становится проблемой.
”У нас очень много зараженной крупы, — сетует пенсионерка Надежда Алексеевна. — Я давно такого не видела. Несколько лет назад началось. А теперь и до меня докатилось: купила в магазине пачку пшенки, а буквально через пару недель полетела моль. Открыла шкаф и ахнула — вся упаковка буквально ходуном ходила от личинок. Конечно, все выбросила, дезинфицировала потом всю кухню — если эта зараза завелась, от нее будет крайне сложно избавиться”.
Теперь пожилая дама ежедневно проверяет все свои запасы, причем, по ее словам, это отнюдь не первый случай, и всю крупу необходимо очень тщательно проверять еще в магазине.
Личинки в магазине
Правда, словам пенсионеров у нас доверяют неохотно, считая их панику, как правило, преждевременной и голословной. Поэтому для чистоты эксперимента обратилась за помощью к знакомым. Выяснились любопытные вещи.
”Ты не поверишь, но несколько лет избавлялись от пищевой моли, — рассказывает 33-летняя Анна. — Появилась, что называется, из ниоткуда — мы месяц жили на даче, а когда вернулись, застали в квартире жуткую картину. Эти твари мало того что полетели, так еще и личинки поползли прямо по шкафам. Меня чуть не стошнило, когда я это увидела”.
Оказалось, сюрприз преподнесли грецкие орехи, которыми семью снабдил знакомый. Оттуда прожорливые личинки расползлись по всем шкафам с закромами и заселили буквально все упаковки с крупами.
”Ты не представляешь, что это было, — говорит Анна. — Мы выбрасывали все крупы, муку, орехи, мыли шкафы уксусной эссенцией. И все равно это не помогало — нет-нет, появлялись насекомые. Я везде рассовывала лавровые листья — считается, что моль их не переносит. И теперь, как маньяк, почти ежедневно перетряхиваю всю крупу”.
По словам Анны, напасть подстерегает везде. И уже в магазине иногда можно увидеть, в каком состоянии находится товар. Например, один раз женщина обнаружила личинок прямо на заклеенном участке упаковки: ”Они же крохотные, если где-то завелись, то значит расползутся везде, причем это не зависит ни от производителя, ни от торговой сети — я, например, видела зараженную крупу в достаточно солидном магазине, а затем читала жалобы от тех, кто пострадал, купив крупу в других сетях”.
Плодитесь и размножайтесь
Пищевая моль считается безопасным и безобидным насекомым — у бабочек нет даже ротового аппарата. Их предназначение — быстренько обзавестись потомством, что они с успехом и делают. Самка насекомого откладывает за раз до 150 яиц, выбирая места, где будущее потомство сможет полноценно питаться. При этом цикл размножения очень короткий — за несколько месяцев квартиру могут заселить сотни насекомых, которые будут плодить прожорливое потомство — личинки заселяют крупы, сахар, сухофрукты, орехи, какао, муку, сухари, печенье и даже специи. После этого крупа становится непригодна к использованию.
”Я была в шоке, когда увидела личинок в большой банке приправ для картошки, — вспоминает Анна. — Теперь проверяю в магазине и их: встряхиваю банку, если смесь равномерная, без комочков, покупаю. Если не дай бог, какие-то подозрения, лучше не рисковать”.
Человек, не знакомый с пищевой молью, не сможет с ходу найти места кладок. Дело в том, что насекомое выбирает укромные места, хоть и неподалеку от залежей с пищей.
”Это такая тонкая паутинка, если не знать о том, что в ней живет, можно даже внимания не обратить, — объясняет женщина. — Мы нашли кладки, например, на стыках стенок и дна шкафов, где хранилась крупа. Причем настолько хитро, что пришлось выковыривать это все ножом с тонким лезвием, а затем заливать стыки уксусной эссенцией”.
Профессионалы бессильны
Профессиональные фирмы по борьбе с вредителями отмечают, что какого-то особого всплеска вызовов именно на уничтожение моли не поступало.
”К нам обращаются за помощью примерно раз в полгода, — рассказывает Игорь Мухин, хозяин фирмы Astrades. — Наверное, случаев больше, просто борются с пищевой молью народными способами. Дело в том, что мы не можем уничтожать личинок, на них препараты не действуют — мы уже проверяли. Для взрослых особей предлагаем липкие ловушки. Они с феромонами, насекомое летит на запах и прилипает. Таким образом можно снизить вероятность размножения насекомых. Но все равно, в первую очередь нужно избавляться от всех зараженных продуктов”.
Но проверить, заражена крупа или нет, крайне сложно. Крупные оптовые базы отрицают то, что продукт заражен. Так, например, член правления Haljas, одного из крупнейших поставщиков круп, отметил, что их фирма ни разу не сталкивалась с подобной проблемой.
Виноватых не найти
Беда в том, что импортируемые в Эстонию крупы особого контроля не проходят, да и с ходу определить, заражен продукт или нет — невозможно. И сказать, в каких объемах завозят в страну крупу, тоже нельзя.
”Крупа не входит в перечень проходящих контроль товаров, поэтому данных о количестве ввозимого в Эстонию продукта у Ветеринарно-пищевого департамента нет, — говорит пресс-секретарь ведомства Мартин Алтрая. — Но проверку круп проводим регулярно, как среди оптовиков, так и розничных торговцев. Частота зависит от оценки рисков. Кроме того, один-два раза в год чиновники проверяют и производителей. Отмечу также и то, что каждый производитель несет ответственность за свою продукцию и у него должен быть план самоконтроля, где отмечено, каким образом соблюдаются соответствия требованиям и нормы гигиены”.
Есть подозрение, что зараженные личинками товары ”передают” живность непосредственно в магазинах — гусеницам достаточно микроскопического отверстия, чтобы проникнуть в крупу и наслаждаться жизнью. Определить в упаковке наличие паразитов тоже сложно — слишком неприметны зародыши, весь масштаб бедствия становится ясен, лишь когда остаешься один на один с десятком насекомых.