Рийна Солман: ЭР не ставит своей целью возместить все возможные ущербы, причиненные оккупацией
Евангелическая лютеранская церковь и Апостольская православная церковь Эстонии по решению правительства получат более 8 миллионов евро. Деньги возьмут из резервного фонда реформы собственности. Это — компенсация ущерба, понесенного церквями в годы войны и оккупации. В обмен церкви откажутся от притязаний на некоторые принадлежавшие им ранее здания и художественные объекты. Однако почему из резервного фонда реформы собственности не стали помогать вынужденным квартиросъемщикам, которые как раз в ходе этой реформы и оказались на улице? И не боится ли государство, что тем самым создает опасный прецедент, когда подобные требования о компенсации начнут выдвигать и другие? На эти вопросы ”МК-Эстонии” отвечает Рийна Солман (IRL).
Сегодняшнее законодательство не предусматривает и не позволяет раздать остаток резервного фонда реформы собственности вынужденным квартиросъемщикам. Для этого нужно менять закон, — констатирует Рийна Слман. Нынешняя коалиция решила выделить существенно большие деньги на строительство арендных домов и решение проблем в зависимости от видов квартиросъемщиков. На это предусмотрено 60 миллионов евро.
Мы видим, что делать это надо в сотрудничестве с местными самоуправлениями. Указанная сумма вписана в госбюджет, эта сфера находится в ведении министра предпринимательства Урве Пало. Партия IRL считает, что надо решить проблемы нуждающихся, и выделенные для этого 60 миллионов — это намного больше, чем восемь миллионов, оставшие в резервном фонде.
Молодежное крыло партии EKRE ”Синее пробуждение” считает, что мы имеем дело с опасным прецедентом, потому что возмещать ущерб от оккупации должна бы Россия как правопреемница СССР, а независимой Эстонии принимать такие решение не пристало. Но эстонское государство не ставит своей целью возместить все возможные ущербы, причиненные оккупацией, да и невозможно сделать это в таком объеме.
Разумеется, государство исходит из законодательных и правовых принципов. Поэтому правительство и решило, что длящийся 15 лет спор между церковью и государством было бы правильно завершить компромиссом. На наш взгляд, этот компромисс стал разумным решением для обеих сторон.