Андрей Титов: при таком подходе Маарьямяги может приблизиться по популярности к Бронзовому солдату
Выступая на прошлой неделе в радиоэфире, министр юстиции Урмас Рейнсалу обмолвился, что из-за угрозы обрушения монумент на горе Маарьямяги в Таллинне может быть частично демонтирован. И хотя в 10-минутном интервью на данную тему было сказано всего три предложения, этого оказалось достаточно, чтобы погнать волну. Сначала небольшую — в местных СМИ, затем довольно сильную — в российских, а затем уже эхом все это снова отозвалось на наших просторах.
Заголовки российских порталов и информагентств, конечно, были красочные: ””Опасный” советский мемориал в Таллинне хотят снести или забетонировать”, ”Советскому мемориалу Маарьямяэ в Таллинне грозит снос”, ”Власти Эстонии намерены частично снести советский мемориал Маарьямяэ”, ”Власти Эстонии допустили снос мемориала советским морякам в Таллинне”… И вишенкой на торте стала запись издания ”Фонтанка.ру” в Твиттере: ”В Эстонии хотят снести очередной советский памятник. У них нет ничего святого!”.
Проблема, как водится, многослойная. Во-первых, хотя мемориал и не находится под охраной как памятник старины, определенную художественную ценность он все же представляет. Историк архитектуры Карин Паулус даже назвала его лучшим произведением эстонской ландшафтной архитектуры, а главный архитектор Таллинне Эндрик Мянд призвал признать его памятником старины.
Во-вторых, не решен вопрос собственности. Земля под мемориалом принадлежит государству, но расположенные на участке объекты являются собственностью города. То ли государство должно отдать землю, то ли Таллинн — строения.
В-третьих, рядом строится мемориал памяти жертв коммунизма, тут же расположен музей, и, по идее, в ходе реконструкции собирались сделать так, чтобы все эти сооружения сочетались между собой. Но как именно — неясно.
А вот стоит ли говорить о святыне — большой вопрос. Мемориал на Маарьямяги — сооружение помпезное, грандиозное, но, простите, какое-то бестолковое.
Возможно, найдутся люди, для которых это место свято, и у них заранее прошу прощения. Но, сдается мне, таких единицы. Куда чаще там тусуется праздно шатающаяся молодежь, чем приходящие почтить память жертв войны.
Это не Бронзовый солдат, к которому даже в обычные дни возлагают цветы, а на 9 Мая памятник просто утопает в них. Восемь из десяти человек даже не сразу поймут, о чем речь, когда им скажешь про Маарьямяги. В народе мемориал иронично называют ”могилой Буратино” или даже вовсе ”мечтой импотента”. Однако же сейчас у него, похоже, появился шанс приблизиться по степени популярности к Бронзовому солдату.
У ополчения Кайтселийт есть добровольческий блог Propastop, в котором периодически разоблачают враждебную пропаганду. И в нем ажиотаж в российских СМИ сравнили с тем нагнетанием ситуации, что предшествовало приснопамятным событиям в апреле 2007 года. Хотелось бы верить, что история не получит такого же продолжения.