Щедрость – не порок: кому жители Эстонии жертвуют больше всего денег
Наступило Рождество. В это время принято обращать особое внимание на благотворительность, совершать хорошие дела и дарить всем добро. Кстати, пожертвовав деньги определенным учреждениям или организациям, можно при подаче налоговой декларации в следующем году вернуть себе 20% переплаченного подоходного налога. Но это касается только частных лиц, для юридических — другие правила. "МК-Эстония" выяснила, кому жертвуют больше всего и какие существуют нюансы налогообложения.
Руководитель отдела налогов Налогово-таможенного департамента Эвелин Лийвамяги говорит, что освобождение пожертвований от подоходного налога называется налоговой льготой.
Перечень учреждений, в случае с которыми действует такое правило, можно найти на сайте департамента. Все они являются благотворительными недоходными фирмами, фондами или религиозными сообществами.
А вот при перечислении денег учреждениям, не входящим в список, или частным лицам сумму подоходного налога вернуть невозможно, даже если в пояснении к платежу вы напишете annetus (пожертвование).
Разный подход к людям и фирмам
Что касается деклараций, то Эвелин Лийвамяги добавляет, что есть разница между тем, кто жертвует деньги — частное лицо или предприятие.
Простой человек может вернуть себе подоходный налог, если сумма пожертвований составляет не более 1200 евро. Допустим, вы часто помогаете организациям, связанным с животными. Если вы, к примеру, перечисляете какому-то приюту 100 евро, то государство вернет вам 20 евро. Причем пожертвованные суммы появляются в налоговой декларации автоматически, при условии, что приют есть в соответствующем списке налоговиков, о котором шла речь выше.
По-другому работает система выплат фирмами. Пожертвования не облагаются налогом в двух случаях. В первом юридическое лицо может отдать на благотворительность до трех процентов от годовой суммы выплат c персонализированным социальным налогом, то есть от тех денег, которые фирма платит государству за своих работников. Чтобы высчитать все правильно, необходим подробный бухгалтерский расчет.
Второй вариант — фирма отдает нуждающимся до 10% от прибыли хозяйственного года. Допустим, она составила 10 000 евро. Тогда освобожденные от уплаты подоходного налога деньги — это 1000 евро.
По словам Эвелин Лийвамяги, в год можно использовать одну предельную норму, в противном случае все суммы облагаются налогом.
При этом тот, кто принимает пожертвование, получает всю отправленную дарителем сумму, из которой никакие налоги не вычитаются.
Подарки должны быть безвозмездными
В прошлом году юридические лица пожертвовали более девяти миллионов евро. Для некоторых больших предприятий помогать нуждающимся стало доброй традицией. Например, Swedbank старается поддерживать такие сферы, которые развивают финансовую грамотность, предприимчивость и культуру пожертвований.
По словам руководителя отдела партнерских отношений Маарья Кармин, банк уже продолжительное время сотрудничает с такими организациями, как Tagasi Kooli, Noored Kooli, Terviserajad, а также поддерживает некоторые проекты (Prototroni rahastu, Ma armastan aidata). Частным лицам банк не помогает.
Эвелин Лийвамяги из Налогово-таможенного департамента также говорит, что сделка должна отвечать действительному содержанию перевода денег. Подарки и пожертвования делаются безвозмездно, а значит — человек ничего не получает взамен.
При этом есть любопытный нюанс. Например, спортклуб регистрируется как недоходное объединение, а его члены ежемесячно переводят клубу деньги. Но не безвозмездно, а получая за это право посещать тренировки и заниматься спортом. Выходит, закон нарушен?
По словам Лийвамяги, если Налогово-таможенный департамент замечает неправомерные действия, то он связывается с конкретной организацией и выясняет детали.
”Плавающие” данные
У департамента есть список учреждений, получивших наиболее щедрые пожертвования. Но информация там ”плавающая” и может измениться в любой момент.
Например, по состоянию на начало ноября возглавлял список Фонд интеграции, который, по имевшейся информации, получил в 2016 году в качестве пожертвований почти три с половиной миллиона евро. Однако руководитель отдела коммуникаций фонда Агнес Ааслайд поясняет, что это неверная информация.
По ее словам, указанная сумма стояла в неправильном ряду доходов. Эти деньги должны были оказаться в разделе поддержки и отчислений, где в том числе находятся средства, выделенные государством и местными самоуправлениями. Позже ошибка была исправлена.
Церкви получают немало
Пресс-секретарь Союза приходов церкви Адвентистов седьмого дня Валло Пылдару также указывает на то, что информация предоставлена не совсем корректно. В нашей таблице эта организация с доходом от пожертвований в 700 тысяч евро стоит на втором месте. Может сложиться впечатление, что это самый большой доход среди всех религиозных общин Эстонии.
Однако Валло Пылдару указывает на важный момент: союз включает в себя приходы церкви по всей стране, и указанная в декларации сумма показывает то, сколько денег было собрано в 19 представительствах. В то же время другие религиозные общины указаны по отдельности.
Например, в списке есть пять представителей Эстонской православной церкви Московского патриархата из разных городов. Если сложить полученный доход этих приходов, то сумма пожертвований перевалит за миллион евро. Поэтому Валло Пылдару обращает внимание на то, что несправедливо сравнивать церкви по этому показателю.
Первым учреждением из сферы культуры в списке значится театр Vaba Lava. Он стоит на седьмом месте с доходом от пожертвований более полумиллиона евро. Однако специалист по связям с общественностью Пирет Яакс заявляет, что это не пожертвования, а государственные субсидии. Получается, что это еще одна ошибка, которая на момент публикации данных не была исправлена.
Департамент все проверит
Налогово-таможенный департамент объясняет неточности тем, что он просто собирает предоставленные учреждениями декларации о доходах от пожертвований под кодом INF9.
Представитель ведомства Эвелин Лийвамяги говорит, что если кто-то при заполнении этого документа допускает ошибку, то он сам должен ее исправить. Поскольку INF9, по ее словам, является информативной декларацией, а не основой для расчета налоговых обязательств, то будет неразумно, если НТД будет сам коррегировать данные.
Декларация показывает также, как используются пожертвованные деньги. Лийвамяги сообщает, что департамент на основе своих данных проверяет, действительно ли учреждение действует в благотворительных целях. Если сотрудники НТД при анализе данных видят несоответствия, то они выходят на связь с этим учреждением.