В домах и учреждениях Эстонии все чаще появляются клопы
С такой проблемой, как муравьи и тараканы, знакомы все хотя бы понаслышке. Люди борются с ними народными средствами, покупают специальные яды и заказывают профессиональную обработку помещений. Но оказывается, что самая большая проблема в Эстонии — это клопы. И с каждым годом у дезинсекторов, специалистов по уничтожению насекомых, работы в этой связи только прибавляется. Кто должен отвечать за обработку вашей жилплощади, имеет ли смысл бороться с клопами самостоятельно и можно ли от их укусов заразиться опасными болезнями — разбиралась ”МК-Эстония”.
Виктория Кальник — одна из тех, кто живет в социальном доме на Тулемаа, 6, в столичном районе Пыхья-Таллинн. Она работает в школе и ведет абсолютно нормальный образ жизни, поэтому встреча с клопами в своей комнате оказалась для нее шоком.
Команда небыстрого реагирования
Женщина говорит, что до обращения в газету месяц ждала от администрации социального дома активных действий. За это время обеих ее младших детей покусали клопы, так что ненадолго пришлось даже уйти к старшей дочери, которая живет отдельно.
”По непонятным мне причинам никаких мер не предпринималось долгое время. И только потом они вызвали службу, которая обработала несколько комнат. Причем обработали комнату, в которой никто не живет, а ту, с которой, как мы предполагаем, и пошла эта зараза, никто не тронул. Дезинсекторы сказали, что ее не было в договоре.
После такой обработки ситуация не сильно изменилась. В ванной я снова наткнулась на клопа. Мы снова жаловались управляющей. И только через некоторое время снова вызвали службу, которая, наконец, доделала работу”, — жалуется Виктория.
Директор Таллиннского центра социальной работы Керсти Пыльдемаа сожалеет, что их клиент обратился в газету, а не к их руководству с данной проблемой. Она добавляет, что обработка от насекомых и других вредителей проводится регулярно по мере необходимости. Этим занимается уполномоченная Департаментом городского имущества фирма.
Виктория возмущена так из-за того, что дети постоянно чесались, и она уже не знала, что сказать в школе. Она узнала, что клопы переносят гепатит В, и от этого страх за здоровье детей и свое собственное только усилился.
”В социальном доме живут разные люди. Я знаю, что у некоторых есть и гепатит, но не знаю, какой именно. То есть теоретически через клопов мы могли от них заразиться. Это очень страшно, теперь будем сдавать анализы, проверяться”, — заявляет женщина.
Всем домом против насекомых
Но стоит ли так переживать и бежать к врачу при первом подозрении, что вас укусил клоп? Глава бюро эпидемиологической готовности Департамента здоровья Ирина Донченко отвечает, что не стоит.
”С эпидемиологической точки зрения вероятность того, что кто-то может заразиться от укусов клопов крайне мала, — заявляет эпидемиолог. — Учреждения должны быть свободны от разного рода насекомых. Раньше у нас были подразделения в составе санитарно-эпидемиологической службы, которые занимались дезинсекцией. Теперь таких нет, этим занимаются частные фирмы. Но все равно учреждения сами должны следить, чтобы никаких насекомых у них не было. Поэтому они периодически заказывают обработку у таких компаний”.
Магистр права, юрист KETA ÕIGUSBÜROO Марина Сухнева поясняет, что обычный многоквартирный дом обслуживает квартирное товарищество, поэтому с проблемой дезинсекции квартир всего подъезда или стояка нужно обращаться в правление КТ.
”Обработка от насекомых будет эффективна, если обрабатывается весь подъезд или стояк, в случае обработки одной квартиры насекомые могут переместиться по вентиляционным и канализационным шахтам в другие квартиры. Если правление не реагирует на письменные заявления собственников, если общее собрание не включает работу по дезинсекции в план хозяйственной деятельности, собственники подъезда могут договориться и провести работу по дезинсекции сами, а расходы выставить квартирному товариществу, — поясняет Сухнева. — Это же относится к муниципальным и социальным домам, обращаться следует к управляющей фирме и к собственнику дома — местному самоуправлению”.
Проблема номер один
Глава бюро эпидемиологической готовности Департамента здоровья Ирина Донченко добавляет, что всевозможные насекомые могут быть переносчиками инфекций, одни посредством укусов, другие на лапках. Но вероятность того, что в них окажется достаточное количество возбудителя и человек от них заразится, в большинстве случаев ничтожно мала.
Она проводит параллель с клещевым боррелиозом: несмотря на то, что Эстония эндемична по клещевому энцефалиту и боррелиозу, уровень зараженности клещей невелик и составляет несколько процентов. Поэтому специалисты утверждают, что даже если клещ вас укусил, вероятность заболеть достаточно маленькая.
”У нас отсутствуют данные о том, чтобы после укуса клопа человек заболел каким-либо инфекционным заболеванием, например, гепатитом В, который передается через кровь. Полагаю, что соседство с клопами ограничивается, как правило, временными неприятными кожными раздражениями”, — успокаивает Ирина Донченко.
Чаще других с клопами и другими насекомыми приходится сталкиваться фирмам по борьбе с ними. И член правления компании Rentokil Тоомас Трей констатирует совсем не радостную вещь — таких встреч с каждым годом становится все больше и больше.
Тоомас Трей занимается дезинсекцией уже 20 лет, так что повидал немало. Он говорит, что раньше по поводу клопов был один вызов в год, тогда как сейчас четыре. Причем в неделю.
”Если вы умножите четыре на 52 недели, то увидите, насколько сегодня для нас эта проблема актуальна. При этом стоит учитывать, что в Таллинне и в Эстонии еще много других фирм. Но такая ситуация не только у нас, но и по всему миру. В Литве были клопы в автобусе, в Великобритании их находили в сиденьях самолета, так что они везде и путешествуют по миру”, — говорит специалист.
Евросоюз против ядов
Вызовы, по словам Тоомаса Трея, бывают в самые разные дома и учреждения. Это и многоквартирные или частные жилые дома, муниципальные и социальные, гостинцы… Дезинсектор причину этого видит в том, что в ЕС запретили все эффективные яды против клопов.
”Когда-то был яд ДДТ. Он убивал не только насекомых, но и людей. Между Первой и Второй мировыми войнами его использовали, и практически нигде в мире не было клопов. После этого, когда ДДТ запретили, эффективных ядов не стало, и клопы стали размножаться. А благодаря тому, что люди начали путешествовать, с ними стали ездить и клопы. После лондонских Олимпийских игр в 2012 году вся столица Великобритании была в клопах. Ученые стараются найти эффективные средства, но пока все оказывается либо слишком дорого, либо неэффективно”, — констатирует Тоомас Трей.
Он поясняет, что в их фирме минимальное количество обработок от клопов — три, через каждые десять дней. Дело в том, что каждый клоп оставляет до 50 яиц в день. При комнатной температуре они развиваются в течение десяти дней. И обрабатывать надо все помещения, иначе насекомые уйдут, а потом вернутся.
”Обрабатывать самостоятельно помещения от клопов бессмысленно. Наша фирма занимается дезинсекцией в Скандинавии. Там повышают в комнате температуру до 65 градусов и поддерживают ее минимум 30 минут. Это значит, что температура пола должна быть 65 градусов, потому что это самое холодное место в комнате. Так можно убить всех насекомых, — рассказывает специалист. — Но это как в сауне. А если дома телевизор, кожаные изделия, такую обработку уже не проведешь. Тем более, что данная аппаратура стоит очень дорого, нам даже не дали разрешения приобрести ее, потому что речь идет о 10000 евро”.
Другие насекомые, по словам Тоомаса Трея, тоже никуда не делись. Тараканы стали резистентными ко многим ядам, так что в Эстонии с ними также большие проблемы.
”Люди, у которых их нет, счастливые. Я думаю, что чаще всего мы сталкиваемся с клопами и тараканами, а сейчас еще идут грызуны. Погода такая, что они стараются зайти в дома. Летом у нас муравьи, осенью осы, а сейчас на первом месте клопы и тараканы. Это очень большая проблема, но ее решения пока не предвидится”, — считает дезинсектор.
Он поясняет, что опыты для производства средств дорогие, плюс еще надо получить разрешение. Эстония — маленькая страна, и многие фирмы даже не хотят регистрировать у нас свои яды.