Что поменяет для простых людей общеевропейское соглашение о командированных работниках?
На прошлой неделе после 14-часовых переговоров министры социальных дел Евросоюза достигли договоренности по директиве о командированных работниках. Документ обсуждался давно и, можно сказать, расколол Европу, потому что изначальные позиции разных стран были диаметрально противоположными.
Что касается Эстонии, то, с одной стороны, принятие директивы можно считать крупнейшим достижением страны как председателя в Совете ЕС, а с другой — многие местные предприниматели от этого проиграют. Что изменится для бизнеса и простых работников — выясняла ”МК-Эстония”.
На самом деле речь идет не о таком уж массовом явлении. Во всем Европейском союзе, по данным за 2015 год, насчитывается около полутора миллионов командированных работников. В Эстонии их в прошлом году было чуть больше 6000 человек, то есть порядка 1% от всех работающих.
Европейские страны используют эти возможности по-разному. Больше всего работников экспортирует Польша (22,8% от всего числа командированных в ЕС). Самые популярные направления в Европе — Германия, Франция и Бельгия. А если смотреть на удельный вес командированных работников, то абсолютный рекорд зафиксирован в Люксембурге, где каждый десятый работник — иностранец.
Командировка командировке рознь
”Речь в директиве идет не о классических командировках, которые в Эстонии регулирует статья 21 Закона о трудовом договоре. Иными словами, речь идет не о командировках в стиле ”поехал в Брюссель на два дня”, а о долгосрочной работе, которая декларируется при помощи формы А1”, — поясняет советник по связям с общественностью Министерства социальных дел Иван Лаврентьев.
Классическая командировка — это когда вы работаете в Эстонии и работодатель отправляет вас на некоторое время за границу. Обычно вы продолжаете получать зарплату, а к ней еще и прибавляются суточные. На данный момент установлена не облагаемая подоходным налогом предельная норма: 50 евро в течение первых 15 дней зарубежной командировки (но не более 15 дней за месяц) и 32 евро за каждый последующий день.
Командировка может быть и весьма продолжительной. В Законе о трудовом договоре сказано, что нельзя отправить человека в командировку более чем на 30 дней, но работодатель и работник могут договориться и о более длительном сроке.
Командированные работники — иное понятие. По словам Ивана Лаврентьева из Министерства социальных дел, их можно разделить на три категории. Во-первых, это те, кого предприятие отправляет в командировку в другую страну ЕС на основе договора об оказании услуги. Во-вторых, те, кого отправляют в командировку внутри предприятия (например, на дочернее предприятие). И в‑третьих, это люди, направленные на предприятие в качестве арендованной рабочей силы.
Простые люди в плюсе
В случае Эстонии более половины командированных работников (56%) составляют те, кто занят в сфере строительства. Средняя продолжительность их работы за границей составляет восемь месяцев. И если сегодня эстонский строитель, оформленный в местной фирме, едет работать в Швецию, то он получает зарплату на основании законов и правил, действующих в Эстонии.
Шведским подрядчикам это выгодно, ведь они платят намного меньше, чем пришлось бы платить таким же специалистам из самой Швеции. Однако в итоге шведы проигрывают иностранцам на рынке труда — они не готовы трудиться за оклад, который устраивает иностранцев, поэтому либо сидят без работы, либо вынуждены соглашаться на меньшее.
Новая директива уравнивает права местных и иностранных работников. Для жителей нашей страны, отправляющихся на заработки за границу в качестве командированных работников, это скорее выгодно — они будут получать больше. А вот работодателям не очень — их расходы вырастут.
Богатые против бедных
Существовавшую до сих пор практику более богатые государства называли социальным демпингом. Тут-то и пролегает водораздел. За новую директиву активно ратовали именно богатые страны Европы вроде Франции и Германии. Против были менее обеспеченные представители Восточной и Южной Европы.
По итогам переговоров на прошлой неделе Венгрия, Польша, Латвия и Литва свое мнение так и не изменили и проголосовали против законопроекта. Великобритания, Ирландия и Хорватия воздержались.
Эстония же, будучи председателем в Совете ЕС, выполняла роль примирителя. Министр здоровья и труда Евгений Осиновский назвал этот день ”полным трудных, но необходимых переговоров во благо всего Евросоюза”. Но если с дипломатической точки зрения это можно считать победой, то с чисто практической — созданием новых сложностей.
Разные мнения
По оценке руководителя Центрального союза работодателей Тоомаса Тамсара, договоренности ЕС по командированным работникам подрывают интересы и нашего государства, и эстонских предприятий, и самих командированных работников.
”Это очень сильный крен в сторону западных государств. Ясно говорится, что вас здесь не ждут, поскольку вы слишком дешевы. Свободное перемещение услуг получило большой удар”, — заявляет Тамсар.
По его мнению, в действительности командированные работники из Эстонии не выиграют, потому что вместо повышения зарплаты могут столкнуться с тем, что вовсе лишатся работы, ведь нанимать их и отправлять за границу будет невыгодно.
Председатель экономической комиссии Рийгикогу Свен Сестер согласен, что фирмы, отправляющие работников за границу, должны будут считаться с большими расходами, но при этом, отмечает он, новые правила поставят Эстонию в более выгодное положение по сравнению с другими восточноевропейскими странами.
”Поскольку в Эстонии уровень зарплат выше, чем в некоторых других странах Восточной Европы, то зарубежным предпринимателям будет невыгодно присылать сюда более дешевую рабочую силу”, — поясняет Сестер.
Депутат парламента и экономический аналитик Марис Лаури считает, что в директиве есть ряд недостатков, которые могут препятствовать экономическому росту более бедных стран, в том числе и Эстонии.
”В нынешней формулировке речь идет о давлении со стороны более богатых европейских стран, и директива может нарушить рынок труда”, — говорит Лаури.
Не скоро дело делается
Впрочем, несмотря на достигнутые договоренности, директива не начнет действовать уже завтра. Сроки, кстати, были одним из спорных моментов. В итоге решили, что время принятия директивы составит три года после окончательного соглашения, а внедрить ее на практике надо будет в течение четырех лет.
Новый порядок коснется только Европейского союза и в некоторых случаях также будет работать в странах Европейской экономической зоны, но не коснется третьих стран. Условно говоря, отправляя работников в США, эстонская фирма этими правилами руководствоваться не должна.
И отдельно в этой истории стоит весь транспортный сектор, например, водители-дальнобойщики. Тут было больше всего разногласий, и в итоге решили, что эти вопросы решат позже.
И еще важный аспект. Даже после окончательного внедрения директивы, направляясь за границу, пользоваться новыми правами с первого же дня не получится.
Длительность командировки, после которой работник начинает подчиняться не домашнему трудовому законодательству, а законодательству той страны, в которую он командирован, должна быть 12 месяцев. Но и это — революционное изменение, потому что в первоначальной редакции предполагалось, что зарубежная командировка может продлиться до 24 месяцев, а до сих пор действовала норма о 30 месяцах.