Елизавета рассказывает, что дело было в начале августа, когда она пришла в Продуктовый банк за помощью, но вместо полноценного набора продуктов, как обычно, получила пару овощей.

Она добавляет, что обычно никаких претензий к Продуктовому банку за все то время, пока она туда ходит, у нее не было. Всегда давали много продуктов, и их хватало на ее семью из четырех человек.

”Правда, овощи, фрукты и зелень почти всегда были гнилыми, — подчеркивает Елизавета. — Но к остальным продуктам — хлебу, булке, макаронам, крупам, мясным изделиям, супам в банках, хлопьям для детей — претензий не было, и это было существенной подмогой для нашей семьи”.

Она очень благодарна Продуктовому банку за помощь и поддержку их семье, и что случилось в начале августа — Елизавета не понимает. Она утверждает, что недовольной осталась и ее подруга Мария, и многие другие получавшие в тот день продуктовую помощь.

Но дама очень просила не обнародовать ее имя, поскольку до сих пор ее семья находится в сложной ситуации, и она боится, что после открытой претензии в Продуктовом банке ей больше помогать не будут.

Тонны еды для бедных

Однако представители Toidupank заверяют нашу газету, что такой ситуации быть не могло в принципе. Подняв архивы за предыдущие недели, они в присутствии журналистов рассчитывают, что каждый человек из пришедших должен был в ту неделю, когда приходила Елизавета, получить более 8 кг еды. А неделей позже — 10,5 кг еды.

”Каждую неделю мы предлагаем нуждающимся товары 10 категорий — овощи, фрукты, мясные продукты или консервы, молочные продукты, сладости, супы в банках, пекарские изделия, сыпучие продукты, соусы и так далее, — говорит представитель Продуктового банка Кертту Олекайнен. — Конечно, каждую неделю это все в полном объеме не представлено, поскольку многое зависит от того, что нам привезут, но уж точно не могло возникнуть ситуации, когда человеку дали только пару овощей и много кремов и семян”.

С кремами и семенами — вообще отдельная история. Каждый человек, который приходит за помощью в Продуктовый банк, делает круг, обходя ряд продуктов. Возле каждой категории стоит человек, который предлагает ему взять тот или иной товар. Семена и пробники кремов лежат в коробках в конце этого круга, и предлагаются лишь в качестве бонуса, а не основной пищи.

”Каждый человек сам решает, брать ему или не брать, — подчеркивают представители Продуктового банка. — Может быть, эта женщина не захотела брать остальное? Но никто никого ничего брать не заставляет, и уж точно мы не станем предлагать семена вместо еды”.

В качестве такого же бонуса предлагают иногда журналы. И тем семьям, у кого есть маленькие дети, предлагают также памперсы и детское питание.

”Иногда предлагаем одежду, совершенно новую, — добавляет пресс-секретарь Продуктового банка Марие Канарик. — Люди обычно не отказываются”.

Однако как же могло получиться, что в помощь нуждающимся были отправлены семена? Причем не просто семена, а семена арбуза? Однако в Продуктовом банке отказались сообщать, какой магазин так решил помочь бедным.

”Мы не можем этого сказать, — отмечает Кертту Олекайнен. — Но, видимо, сезон продажи семян закончился, и магазины решили отдать эти товары нам”.

К слову, во время визита ящик с семенами по-прежнему стоял у двери — семена помидоров, огурцов, редиса и других. Однако семян арбуза там уже не было.

”Очень многие рады, что они могут что-то на даче или даже у себя на подоконнике вырастить — овощи или зелень”, — добавляет Марие Канарик.

”Бывает так, что что-то в ходе раздачи заканчивается, — рассказывает Кертту. — Тогда мы приносим со склада еще или заменяем равноценным товаром. Но чтобы были только овощи и семена — быть того не может!”

В любом случае, в Продуктовом банке считают, что если кто-то остался недоволен, он должен в первую очередь связаться с ними и высказать свою претензию, а не писать жалобы в газету. И страх, что из-за претензий к банку кто-то окажется без помощи, как заверяют его представители, полностью необоснован.

”Если проблема человека реальна, и претензия обоснованна, то мы всегда пытаемся разрешить ситуацию, — подчеркивают они. — И уж точно человек в таком случае не останется потом без помощи”.

Кому положена бесплатная еда?

Жалуются, говорят они, вообще-то редко — последняя жалоба была в начале года.
”Человек был недоволен, что долго пришлось ждать, — описывают суть жалобы представители Продуктового банка. — Но хотя мы открываемся каждую среду в три, за два часа возле дверей уже начинает собираться очередь. Люди приходят пораньше, боятся, что не хватит. Хотя эти страхи необоснованны. Если и правда что-то заканчивается, что бывает редко, то мы подвозим”.

В Продуктовый банк часто приходят и в другие дни. Просят: дайте еды. Частенько это бывают пенсионеры, которые где-то слышали или читали, что магазины пожертвовали столько-то тонн еды бедным, чтобы люди не голодали.

”Но так просто людям с улицы мы дать не можем, — поясняют представители банка. — В соцотделах составляются списки из нуждающихся в продуктах, они присылают эти списки нам и мы даем еду только тем, кто в списке”.

”При этом набор продуктов в Таллинне может отличаться от того, что в Тарту, — добавляет исполнительный директор Продуктового банка Пиет Боерефийн. — Бывает, по телевизору видели, что магазин дал нам много моркови. Приходят и спрашивают: а где морковка? А магазин дал ее в наш филиал в Тарту. Зато мы можем предложить жителям Таллинна чипсы или сладости”.

Часть еды забирают соцработники того или иного уголка Эстонии. Например, в день визита ”МК-Эстонии” на складе было 10 пакетов для волости Ания, которые утром собрали добровольцы и вечером должны были забрать соцработники. Ценность каждого пакета — порядка 10–15 евро, вес продуктов — 8,5 кг.

Рядом стоят и красные ящики, туда складывают то, что идет в другие районы.

Преимущественно — продукты с долгим сроком хранения. Если нет мяса, то кладут мясные или рыбные консервы, или супы, или другие блюда в банках. Далеко не каждый раз бывают консервы, редко, но случается, что они закончились.

По поводу претензий к овощам и фруктам — что многие из них уже гнилые — в Продуктовом банке заверяют, что они их сортируют и стараются, чтобы людям попадали все же качественные продукты.

”Хотя часть фруктов и овощей привозят уже подпорченными, и тут ничего поделать нельзя — мы раздаем только то, что нам поступает. Конечно, бывают овощи, которые некрасивые. Но сказать, что фрукты и зелень почти всегда гнилые, как утверждает женщина, нельзя — это неправда”, — разводят руками представители Продуктового банка.

Они добавляют, что зато стараются каждый раз предложить по возможности свежий хлеб и булку.

”В любом случае, — подчеркивают представители Продуктового банка, — если кто-то чем-то недоволен, он должен обращаться к нам. А если выносить сор из избы, то это сильно влияет на нашу репутацию. Люди будут думать, что мы обманываем с продуктами. Добровольцы и партнеры будут терять к нам доверие. Кому это нужно?”

А добровольцев у Продуктового банка и правда много. Дважды в год порядка 1000 человек собирают в крупных магазинах пожертвования от простых людей. Делается это для того, чтобы расширить ассортимент. Ведь при помощи людей удается предложить нуждающимся такие продукты, которые обычно магазины им не отправляют.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии