С 2010 года на улице Раадику красуются высокие белые дома. Около них есть детские площадки, на которых первое время не боялись играть и дети из соседних домов, есть прогулочные дорожки, а прилегающая территория украшена молодыми деревьями. Совсем рядом находятся школа, детские сады, магазины и автобусные остановки — словом, есть все, что нужно для комфортной жизни в спальном районе города. Казалось бы, живи и радуйся, но многие местные жители не могут чувствовать себя в безопасности.

Первый звоночек, по их словам, прозвенел, когда на улицах стали появляться маленькие дети, гуляющие сами по себе, одетые не по погоде и с чумазыми лицами. Часто они находятся на улице одни, бегают по дорогам и лишь чудом не попадают под колеса машин.

Малолетние беспризорники

”Я каждый день в одно и то же время еду на работу и почти каждый раз вижу, как маленькие дети забегают в автобус толпой, в грязной одежде, скачут по нему, а потом сломя голову выскакивают и несутся по дорогам. Зимой они могут быть без курток, в одних кофтах”, — рассказывает Татьяна.

По ее словам, замечания малолетним сорванцам лучше не делать — рискуешь нарваться на такое хамство, что и взрослый человек выпадет в осадок.

”Когда я однажды лично сделала замечание мальчику, который кричал и бегал по автобусу, то он ответил мне, что он гиперактивный ребенок и поэтому ему все можно”, — вспоминает женщина.

Причем, по словам Татьяны и другой женщины, Нины, если маленькие беспризорники вызывают жалость, то ребята постарше, которые собираются в банды, шокируют и пугают многих жителей Раадику.

”Я первое время гуляла со своим маленьким внуком на детских площадках, которые тогда только построили. Познакомилась там с девочками, которые рассказали, что с ними в классе учится мальчик, живущий в одном из этих муниципальных домов, из неблагополучный семьи.

Его боится весь класс, потому что он всех детей бьет и обижает. Одну из одноклассниц ударил головой об батарею так, что забирали на скорой, истекающую кровью, но его не исключают и он все равно продолжает учиться в этой школе”, — рассказывает Нина свою порцию страшилок.

Школа не считается проблемной

Директор находящейся неподалеку школы, Махтраской основной школы, Алла Батракова в некоторой степени разделяет недовольство и беспокойство. Но при этом говорит, что их школу проблемной назвать никак нельзя.

”Город допустил огромную ошибку, поселив столько неблагополучных семей на одну улицу, — комментирует она сложившуюся ситуацию. — Однако к нам в школу из этих домов ходит мало детей. При этом хочу заметить, что дети из неблагополучных семей, которые учатся у нас, добрые, отзывчивые и ответственные. Очень много распускают слухов про нашу школу, но не надо всем верить. Зайдите к нам и посмотрите, какой у нас хороший ремонт, какие прекрасные учителя. С нашими учениками, и не важно, из каких они семей, мы ездим на экскурсии, ходим в театр. Школа очень старается сделать все, чтобы дети развивались и чувствовали себя комфортно”.

Катя живет в одном из этих домов с двумя дочками школьного возраста. Девочки не учатся в этой школе, но успели столкнуться с агрессивным поведением соседских детей. Однажды, когда старшая возвращалась домой, несколько мальчишек стали угрожать, что побьют ее просто так, ни за что. Ее сильно толкнули, и девочка убежала домой в слезах.

”Проблема в том, что на таких маленьких разбойников не найти управы, потому что с их родителями невозможно поговорить, их просто никогда не видно”, — отмечает Катя, добавляя, что с того момента прошло уже два года, но ее дочки до сих пор боятся возвращаться домой.

К тому же, продолжает женщина, есть еще одна беда — наркоманы.

”Моей соседке по лестничной клетке угрожали шприцем, просто за то, что она ”не вовремя” шла по лестнице, на которой кололись наркоманы”, — рассказывает она.

По ее наблюдениям, каждая пятая семья, проживающая в муниципальных домах, производит впечатление неблагополучной. Обычные же семьи, волею случая ставшие соседями такому маргинальному контингенту, не перестают задаваться вопросом, за что им такое. При этом у многих нет возможности переехать, поэтому приходится терпеть.

Официально не обращаются

Катя говорит, что ходила и в отделение Муниципальной полиции, но там ее слушать не стали.
”Они сказали: пишите заявление! Я попросила их самих посмотреть, что происходит, но они отказались”, — вспоминает женщина.

А вот в Ласнамяэской районной управе о существующих ”огромных проблемах” узнали чуть ли не впервые, и только от ”МК-Эстонии”. Как выяснилось, недовольство предпочитают выказывать кулуарно, а официально к властям никто не обращался.

”По нашим данным, за последние годы никто из прилегающих домов не обращался с жалобами ни в управу, ни к управляющему микрорайоном Раадику. Из самого микрорайона было 3–4 случая обращения, и они были связаны с шумом на детской площадке”, — говорит пресс-секретарь Ласнамяэской управы Ольга Нигровская.

Ну и как, спрашивается, власти должны реагировать, если сигналов нет? Это к вопросу о возмущении людей бездействием чиновников.

Но слухами земля полнится. Вот еще история женщины, с которой пообщалась ”МК-Эстония”.

”Я возвращалась домой из гостей, автобусы уже не ходили, поэтому шла пешком. Как раз пришлось проходить мимо муниципальных домов. Я живу в двух остановках оттуда и раньше всегда ходила мимо, поэтому и в тот раз не боялась. Но внезапно я стала свидетелем, как совсем молодого парня избивают двое, причем бьют очень сильно, хотя тот уже весь в крови, — рассказывает живущая на соседней улице Юмера Анжела. — Я подбежала, начала кричать, попыталась оттолкнуть их. Ребята явно не ожидали, что такая чересчур смелая женщина вмешается, и остановились в недоумении. К моему огромному счастью, мимо на машине проезжал мой муж и, увидев все это, буквально подлетел ко мне. Двое злоумышленников убежали, а я быстро села в машину, и мы уехали. Мальчик, которого били, ушел сам”.

Есть и другое мнение. Например, Юлия с мужем живут в муниципальных домах на Раадику уже шесть лет и ничего страшного в этом районе не видят.

”Конечно, я не провожу там много времени, — рассказывает Юлия. — Утром ухожу на работу, вечером возвращаюсь домой. Но идти в темноте от остановки до подъезда вовсе не страшно. Да и толп наркоманов или малолетних хулиганов не наблюдаю”.

По ее словам, недавно вот в лифте кто-то нацарапал неприличное слово, но его быстро затерли. ”Да и в каком многоквартирном доме такое невозможно!” — улыбается женщина.

Квартирный вопрос

Многие недовольные, с кем пообщалась ”МК-Эстония”, выражали тревогу за то, что недвижимость в окрестностях улицы Раадику падает в цене из-за неблагополучных соседей. Мол, муниципальные дома негативно влияют на стоимость жилья в округе. Но и это, по всей видимости, является лишь домыслами.

”Совсем недавно я занималась продажей квартиры на улице Юмера, это рядом. Квартиру продали по той же цене, которую установил сам хозяин, соседство не повлияло”, — рассказывает маклер Марианна.

Правда, тут же вспоминает странную картину, которую она наблюдала, когда приехала смотреть квартиру, выставляемую на продажу.

”Я оставила свою машину на парковке возле этих муниципальных домов и увидела, как на одном из балконов носились четыре маленьких ребенка. Они наклонялись вниз, через бортик балкона, толкали друг друга и кричали. Смотреть было страшно, казалось, что кто-то может выпасть”, — рассказывает Марианна.

Беглый просмотр объявлений о продаже недвижимости гипотезу о падении цен на квартиры в этом районе тоже не подтверждает. Так, на Раадику продается двухкомнатная квартира с ремонтом — в доме, стоящем в непосредственной близости к муниципальным домам.

Цена — 64 500 евро за 37 квадратных метров, то есть стоимость одного ”квадрата” вообще выше среднего по Ласнамяэ. В находящемся несколько дальше дома по улице Махтра двухкомнатная отремонтированная квартира стоит меньше — 62 000 евро, причем за больший метраж — 53 метра. В соседнем микрорайоне, на Кярбери, схожая квартира (33 кв. м) предлагается за 56 000.

Полиция стала заметнее

Не подтверждает домыслов об ужасной ситуации в муниципальных домах и полицейская статистика. Пресс-секретарь Департамента полиции и погран-охраны Виктория Корпан говорит, что общее количество вызовов из этих домов в прошлом году было даже меньше, чем в 2015-м.

”Чаще всего оттуда в полицию обращаются, сообщая о насилии в семье. В прошлом году было зарегистрировано 80 обращений в полицию о преступлениях против личности, что составило примерно 3/4 от всех обращений из этих домов. Помимо случаев семейных ссор и насилия в близких отношениях, были и эпизоды нарушения общественного порядка, сообщения о нетрезвых людях и подростках, не вернувшихся вовремя домой, но в итоге найденных полицией. Также задерживались несовершеннолетние, употреблявшие алкоголь, наркотические средства или табачные изделия”, — перечисляет Корпан.

Всего в этой части Ласнамяэ проживает 30 000 человек, из них три тысячи — в муниципальных домах на улице Раадику. Как отмечает участковый полицейский Сергей Никифоров, проблемы, с которыми обращаются люди, и нагрузка на стражей порядка в целом такие же, как и на других улицах.

”Если смотреть на статистику тех лет, когда этих домов еще не было, то работы стало больше, но это объяснимо. С одной стороны, с появлением новых домов выросло и количество жителей этого района — это достаточно густо заселенная часть улицы. С другой — за несколько лет изменились и некоторые принципы работы полиции, касающиеся, например, насилия в близких отношениях”, — комментирует Сергей Никифоров.

По его словам, сейчас полиция больше занимается превентивными действиями — чаще приходит к людям домой, общается с жителями, привлекает к решению возникших проблем партнеров — например, местное самоуправление и другие учреждения.

”Мы знаем жителей, знаем семьи, в которых есть проблемы с алкоголем или насилием в близких отношениях. Мы более активны, и нас видят чаще, поэтому может создаться впечатление, что на улице Раадику полиция всегда на месте. К тому же в муниципальных домах живет много несовершеннолетних детей, а молодежные полицейские занимаются связанными с детьми вопросами круглосуточно, это один из наших приоритетов”, — говорит участковый.

Поделиться
Комментарии