Сама идея квот весьма сомнительна для демократического государства. Это ограничение права на свободный выбор места жительства, а ведь за такое право страны Запада десятилетиями боролись с властями СССР. Думаю, что эта квота — анахронизм постсоветского мышления. Тогда едва получившие власть национально мыслящие законодатели все еще продолжали борьбу с Советским Союзом и одной из целей было отгородиться от него, создать ”резервацию Эстония”, вход в которую для ”чужаков” насколько возможно ограничен.

Как всегда, ни экономически, ни демографически сам размер квоты никак не обосновывался: почему 0,1%, чем 0,2% или 0,15% опаснее? Законодатели наивно полагали, что и впредь Эстония будет столь же привлекательной для жителей бывшего СССР, какой была Эстонская ССР — витрина Союза, ”кусочек Запада”, страна дефицита, сметаны и пряных килек. Они не учли, что коли бывшие советские люди смогут свободно выезжать за границу, то они предпочтут не Эстонию, а куда более привлекательные и перспективные для трудоустройства страны. И тем более не предвидели, что туда же последуют и эстонские жители.

Так что теперь премьеру Юри Ратасу приходится констатировать, что демография представляет собой серьезную проблему. Население сокращается, стареет, доля активных работников падает, что порождает как тяжелые социальные (невозможность выплачивать достойные пенсии, например), так и демографические (прогнозируемая нехватка женщин фертильного возраста) вызовы.

И в ответ на такие вызовы нет, разумеется, другого выхода, как приглашать иностранную рабочую силу и отказываться от тормозящих этот процесс ограничений, пока точка невозврата не пройдена. Ведь ближневосточные беженцы и мигранты, хоть и не входят в квоту, положение не спасут. Как показывает практика, они в Европу не работать едут.

Скорее всего, сохранение этой квоты несет куда больше рисков, чем ее отмена. И между прочим в 30-х годах, столкнувшись со сходными вызовами, правительство Константина Пятса не побоялось принять меры для привлечения рабочей силы в страну и упрощения получения эстонского гражданства.

Поделиться
Комментарии