За благоприятным для хутора Эрма решением стоят хорошие отношения Ильвеса и руководителя EAS?
Туристическое пособие Фонда развития предпринимательства (EAS) получили 48 фирм, четырем из них пришлось вернуть деньги. Ermamaa — единственное предприятие, которое смогло сделать это частично.
Нынешний директор канцелярии Рийгикогу Мария Алайыэ была членом правления Фонда развития предпринимательства ровно до конца марта 2012 года, когда тогдашнее правление приняло решение о размере возврата пособия принадлежащего супруге президента Тоомаса Хендрика Ильвеса Эвелин Ильвес OÜ Ermamaa, пишет Eesti Päevaleht.
Тогда туристическими мерами в правлении EAS занималась именно Алайыэ, подпись которой единственная стоит под решением 2012 года. Между ней, президентом Ильвесом и хутором Эрма уже с давнего времени прослеживается несколько общих черт. То, что Алайыэ и Ильвес знают друг друга уже пару десятков лет, подтверждает хотя бы новость 1998 года о том, как председателем Народной партии выбрали Тоомаса Хендрика Ильвеса м членом правления среди прочих стала и Мария Алайыэ. В 1998-2004 годах Алайыэ также была членом выросшей из Народной партии Социал-демократической партии.
Не решала в одиночку
Алайыэ вчера ответила, что поскольку она работает в государственном секторе уже с 1993 года, она сталкивалась с Ильвесом только в ходе работы. "Я с ним лично не знакома. Очевидно, я когда-то была в одной партии с Тоомасом Хендриком Ильвесом, но это обстоятельство никак не связано с выданным OÜ Ermamaa о стороны EAS пособием, — заверила Алайыэ. — Важные решения, каким, несомненно, было данное, обсуждали вместе. Это решение было подготовлено подразделением развития продукции центра развития туризма EAS и подписано его руководителем. Таким образом, это, несомненно, не единоличное решение".
Алайыэ подчеркнула, что правовые основания и расчеты опирались на действовавший в то время Закон о структурных пособиях. "Принятое правлением EAS в 2012 году решение имеет основательную мотивацию, поэтому сейчас, около пяти лет спустя, я не могу больше ничего добавить к этому".
Но один попросивший об анонимности источник указал, как, очевидно, могла быть прямая связь между "правильным" решением по хутору Эрма и назначением Алайыэ директором канцелярии,"потому что Алайыэ силой продавили на место руководителя канцелярии, и с президентом, как известно, она была хорошо знакома".
Занимавшая тогда пост канцлера Министерства экономики и коммуникаций Марика Приске опровергла это утверждение и назвала его необоснованной спекуляцией. "С назначением директором здесь не может быть никакой связи. Я хорошо помню, что и министр Юхан Партс не поддерживал исключения и, следовательно, какое-то более благоприятное решение для президента , — указала Приске на то, что по меньшей мере из Министерства экономики и коммуникаций никакого давления на Алайыэ не было. Руководителя канцелярии выбирают представители парламентских партий в ходе открытого конкурса.
Руководитель по коммуникациям EAS Кадри Кютт подтвердила, что если из распределенных в 2004-2006 годах пособий получили деньги 48 предприятий, то требования о возврате предъявили четырем из них. Ermamaa было единственным из них, которое не должно было возвращать деньги в полном объеме. Как утверждается, в случае других речь шла о нарушении, а в случае хутора Эрма "о частичном целевом использовании". Также EAS не обнародует названия остальных трех предприятий, обосновывая тем, что это снова представило бы их в плохом свете, хотя возврат произведен.