Еще шесть лет назад на свалку складывали две трети собранного в домах Эстонии бытового мусора. Потом запустились заводы по производству топлива из мусора (англ. RDF — refuse derived fuel) — принадлежащий Ragn-Sells завод в Таллинне и завод свалки Йыэляхтме, а в 2013 году мусоросжигательный блок Ируской электростанции, и транспортировка бытового мусора на свалки уменьшилась до одной десятой от собранного в домах мусора.

По данным инфосистемы отчетности по отходам Агентства окружающей среды JATS, в прошлом году в Эстонии собрали 395 516 тонн бытового мусора. Мусорный блок Ируской электростанции Eesti Energia в то же время сжег 245 000 тонн, другие вторичные пользователи, в том числе заводы RDF, использовали около 160 000 тонн. Это означает, что в Эстонии больше не осталось лишнего бытового мусора, его скорее не хватило.

Недостающую часть бытового мусора импортируют — например, в прошлом году было ввезено более 56 000 тонн. По словам отвечающего за производство энергии члена правления Eesti Energia Райне Паё, импортированным мусором заполняют пробелы в потоке местного мусора в котел Ируской электростанции, недостающее количество закупают главным образом в Финляндии или Ирландии. "Будем честными, за переработку заграничного мусора больше платят", — отметил Паё.

По словам главного специалиста по отходам Департамента окружающей среды Катрин Кааре, импорт бытового мусора строго регламентирован, для этого нужно разрешение на импорт. "Принцип такой, что разрешение можно получить, когда эстонский мусор переработан, не раньше", — сказала она.

Мощность есть на большее

Если мусорный блок Ируской электростанции работает почти с полной нагрузкой — по словам руководителя по рабочей среде электростанции Андрея Вухка, в прошлом году котел производил тело и электричество 95% от года и был приостановлен только на двухнедельное обслуживание, — то заводы RDF сейчас недостаточно загружены.

По словам управляющего Ragn-Sells Агу Реммельга, RDF-завод фирмы работает на треть от полной мощности и причина этого очень простая: крупный клиент завода Kunda Nordic Tsement тоже работает с частичной нагрузкой из-за плохого состояния на российском рынке.

Перерабатывающая мощность завода Ragn-Sells составляет 100 000 тонн бытового мусора в год, сейчас перерабатывают только 30 000 тонн. Следовательно, сейчас нет прямой необходимости импортировать бытовые отходы, это количество можно производить из собранного самим Ragn-Sells мусора. В оставшейся части завод сейчас перерабатывает строительный мусор. Часть строительного мусора, например, дерево, идет в котлы Нарвских электростанций.

Ragn-Sells также пытается экспортировать мусорное топливо и до сих пор удалось отправить небольшие партии в Финляндию. "Мы сотрудничаем со Скандинавией, начали переговоры с Латвией", — сказал Реммельг. Основные клиенты RDF — цементные заводы.

Свалки ищут свою нишу

Оставшиеся за последние два года без бытового мусора евросвалки, управляемые в основном муниципальными предприятиями, для сохранения прибыльности ищут другие сферы деятельности.

Лучше всего дела идут у свалки Йыэляхтме, куда складывают золу из мусоросжигательного блока Ируской электростанции. Наряду со складированием мусора второй важной сферой деятельности является производство компоста из биологических отходов.

Основной сферой деятельности совместного предприятия Пайде и Тюри, свалки Вяэтса теперь является не складирование отходов, а их сбор и упаковка для отправки в Иру. Этим же занимается и принадлежащая Пярну и Пайкузе свалка Пайкре. Также два года назад в Пайкре запустилась переработка сельскохозяйственных пленок.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии