"Когда в прошлую субботу в концертном зале "Эстония" посчитали бюллетени двух прошедших в финальный тур кандидатов и выяснилось, что несмотря на почти полугодовой период кампании, в это раз президент останется неизбранным, люди были разочарованы. Я разделяла это разочарование и чувствую его до сих пор. Очевидно, у всех были свои предпочтения среди кандидатов. И у меня тоже.

Это, безусловно, не конституционный кризис и не банкротство демократии. Просто выборы теперь возвращаются в Рийгикогу. Поэтому собрание старейшин Рийгикогу начало в ускоренном порядке искать нового кандидата. Было ясно, что вне зависимости от того, кто станет этим кандидатом, его моральный капитал для вступления в эту должность довольно скуден. Запасной президент. Фарфоровая статуэтка на каминной полке.

Так говорили еще до того как Рийгикогу успел начать поиски кандидата. Большая часть недовольства неизбежно переносится на нового кандидата. Я это понимаю. Но решение для этой ситуации должно найтись.

Как у долго находившегося вдали человека, моя известность мизерна. Хотя мои позиции могут быть известны из радиоэфира и газет, большей части эстоноземельцев я незнакома. Я понимаю тех, для кого решение фракций Рийгикогу удивительно или кажется непонятным.

Но, безусловно, понятно сильное желание в Рийгикогу сотрудничества для поисков президента. Это шаг вперед в президентских выборах, но я верю, что этот шаг на самом деле еще больше, потому что все стороны говорят друг с другом. Наконец-то! Мои беседы во фракциях тоже были откровенными дискуссиями о будущем Эстонии.

Я хочу оправдать доверие собрания старейшин Рийгикогу и фракций. Если меня изберут президентом, я хочу сохранять и развивать эту культуру открытого общения. Хочу порассуждать об Эстонии с теми кандидатами, которых почти полгода тасовали в барабане кампании. Поговорить с членами коллегии выборщиков, которые были в субботу в "Эстонии" и ушли с пустыми руками. Послушать людей, которые живут в различных уголках Эстонии и после субботы разочарованы в коллегии выборщиков, партиях, политике и государственном управлении в целом.

Потому что — что может сделать президент? Какова его роль? Во многом роль президента Эстонской Республики и состоит в том, чтобы быть там, где в данный момент становится сложно. Роль президента описана в Конституции. Но у президента всегда есть сила его слова, о которой Конституция не говорит. Президент не может предложить решение для каждой проблемы Эстонии, но уже формулировка проблемы и ее высказывание — очень большой шаг к решению. Это может и должен делать президент. Требовательно, ответственно и беспристрастно. Но не всегда публично. По мере необходимости так, чтобы мы двигались к решению.

Последние 12 лет я работала в Люксембурге, но мое сердце и мой дом всегда были в Эстонии. В своих мыслях я всегда в Эстонии, и как активный гражданин часто высказывала эти мысли. Я делала это, когда просили, или тогда, когда видела, что это необходимо. Напомню Тебе некоторые позиции, которые я раньше выражала.

Прежде всего прошу Тебя обратить внимание, что это не моя программа. У президента нет программы, программы есть у партий. Партии перед выборами обязаны думать, как именно мы будем двигаться дальше. А у президента должны быть позиции. Они делают деятельность президента понятной и ожидаемой. Они дают народу четкое представление, основываясь на чем, президент высказывается о происходящем в Эстонии и в мире.

В последний раз в августе на Фестивале мнений в Пайде я говорила, что краеугольные камни сильной демократии — уверенные в себе граждане и этическое государство. Уверенный в себе гражданин легко узнаваем: любопытный по отношению к другим и имеющий свободный образ мышления. За уверенным в себе гражданином стоит поддерживающее, но и доверяющее государство, которое не ограничивает свободу гражданина осуществлять свои мечты.

Поддерживающее гражданина в его решениях государство — и есть этическое государство. Этическая Эстония — такая Эстония, которая уверенно в себе помогает из бюджета тем, кто слабее, прежде чем начнет тратить на тех, кто должен быть силен. На тех, кто должен на самом деле использовать данные государством свободы и сам помогать себе. Поддержка существует для тех, кто не может реализовать свои свободы, потому что они являются детьми, больны или по какой-то причине не имеют образования.

Для всех остальных предназначены свободы. Не обязательно нужны всесторонние предпринимательские пособия. Но обязательно нужны школы, детские сады, спортивные школы, возможности для занятий спортом и развития здоровья. У этического эстонского государства хлопот полон рот, оно должно ими заниматься, чтобы сохранять, защищать и развивать нацию. Чтобы создать уверенного в себе эстоноземельца. Уверенное в себе и этическое государство отличается скромностью — оно не навязывается всем, но есть, когда оно действительно необходимо.

Понятие о государстве и о том, что оно предлагает, должно изменяться так, как развивается общество. Пару десятков лет назад мы говорили о тонком государстве, очень бюрократическом и экономном. Страны Западной Европы догнали нас — слишком большие расходы на государственные услуги являются проблемой почти везде.

Мы же сами уже вошли в новую эпоху. Наше государство стало государством гражданских объединений.

Мы все и есть государство. Помимо налогового дохода, жители Эстонии вкладывают все больше в свое государство делами, временем, словом. Пришло время начать использовать этот ресурс. Нужно найти, как третий сектор сможет перенять часть государственных услуг там, где нас мало или где нуждаются в довольно специфической поддержке. Я не предполагаю, что они сделают это бесплатно. Как это организовать, я спрашивала на конференции TEDx на Тоомпеа и продолжу спрашивать и в дальнейшем. Инновация государственного сектора началась с Эстонии, сделала из нас э-Эстонию. Теперь мы пойдем дальше.

Только если мы будем развиваться быстрее своих конкурентов, которые одновременно являются нашими хорошими партнерами в политике и бизнесе, получится улучшить благосостояние наших людей. Легкая часть закончилась. Мы в ловушке среднего дохода, откуда мы выберемся именно с помощью подходящих Эстонии решений. Наблюдения за тенденциями больше не достаточно, теперь их нужно сломать! Государство со средней зарплатой в 1000 евро больше не нуждается в простых решениях, таких как предлагаемая иностранными инвесторами технология и отлаженный канал сбыта. Теперь мы должны войти в число инновационных лидеров. Мы уже входим, я уверена.

Роль президента в Эстонии очень важна. Если в понедельник я стану президентом, то я сразу начну устранять свой самый большой недостаток: то, что жители Эстонии не знают меня. Я буду делать это столько, сколько возможно, и так быстро, как только возможно, не забывая про другие возложенные на президента задачи и обязанности.

Другие задачи, такие как то, какова роль президента в международном общении Эстонии, вам, читателям, очень хорошо ясны. Тоомас Хендрик Ильвес делал это прекрасно. Это очень высокий стандарт, который я собираюсь удерживать. Остающиеся в Кадриорге ботинки, очевидно, слишком велики. Мне придется найти свои, и по стилю они будут немного иными. Верю, что Ты понимаешь!

Твой кандидат в президенты".

Поделиться
Комментарии