Сколько твоих знакомых российских диссидентов переехали в Эстонию?

Их все капает. Я пригласил сюда, например, Артемия Троицкого, которого наша русская журналистика приняла совсем не хорошо. Они вообще не понимают, что если кто-то ругает российского президента, то этим нападают не на русских или Россию, а на державистскую систему.

Теперь моя соседка по другую сторону железной дороги (Райд живет в Тонди — прим. ред.) — Евгения Чирикова, защитница лесов, которая не на самой дружеской ноге с Путиным. Она очень классная энергетическая ядерная бомба! В России идет бурное загрязнение природы — мы даже не представляем горящие реки или бегущее в озера прямо из нефтяной буровой вышки дерьмо, там большая часть природы убита, и у Евгении широкое поле для деятельности. Так она поссорилась с центральным правительством, и теперь она радостно здесь.

У Евгении вдобавок ко всему очень хорошая собака Тузик.

Тузик тоже приехал из России?

Нет, собаку она завела здесь. Собака — эстонец.

По слухам, у Троицкого есть целый список россиян, которых еще нужно привезти в Эстонию.

Я думаю, что привозить никого не надо, но есть люди, которые могли бы здесь жить. Например, Вася Обломов — язык не поворачивается называть рэпом то, что он делает, но он такой критичный по отношению к власти поэт. В прошлом году он выступал на Нарвском фестивале предубеждений, и местные жители страшно сердились, как он смеет критиковать Москву. Одна старушенция замолчала только тогда, когда Обломов спросил, мол, извините, кто из нас живет в Москве. На это она ответила, что не была в Москве 20 лет, но смотрит телевизор. Обломов сказал, что в этом-то и проблема, что она смотрит телевизор!

Насколько легко этим россиянам остаться в Эстонии?

Можно ходатайствовать о разрешении на работу, можно ходатайствовать о политическом убежище, как произошло с карельским блогером. Можно также взять годовую визу и иногда ненадолго ездить в Россию. Можно также получить гражданство в экстренном порядке, но для этого нужны подписи всех министров, а они ведь не могут договориться даже в пустяковых делах.

В Эстонию россиянам хорошо сбегать от этой закрытой системы, потому что культурное пространство то же, здесь не нужно страшной адаптации. Не стоит думать, что российские интеллигенты не знают эстонскую культуру — чертовски хорошо знают, зачастую больше, чем какие-нибудь мужики где-нибудь за магазином в Кюкаметса. Я не знаю, сколько эстонцев читали Валтона или Хвостова, которых в России публиковали в толстых литературных журналах.

Твоя шумность не создавала тебе проблем в России?

Конечно, создавала. Несколько раз меня не впускали в Россию — виза есть, а на границе говорят "кругом". Или впускали, но сразу в Ивангороде арестовывали — такие чистые придирки.

Однажды меня арестовали в Карелии на каком-то конгрессе. У меня был дипломатический паспорт, но местный начальник безопасности спросил, мол, сам нарисовал или как. Из этого получился большой скандал.

Наверное, старание обязывает. Если ты не патриот, уже сомневаясь в качестве Российского сыра, то что еще говорить о ситуации, когда ты видишь какого-то фашиста с черным паспортом.

Ты сам живешь с русской. Этому сопутствуют специфические напряженности?

Конечно! Катя, например, вообще не терпит, что я смотрю российские пропагандистские каналы. Иногда я смотрю эти самые идиотские передачи из профессионального интереса, а Катя полностью выходит из себя, когда видит российских державников на экране. Кричит, что опять ты смотришь этих русских!

Интервью полностью читайте в Eesti Ekspress.

Поделиться
Комментарии